Почему человек ходит в библиотеку. Кто и зачем ходит в библиотеки

«Нам библиотека не нужна, у нас дома много книг!» — так говорят многие современные родители. Взрослым, может быть, и правда не нужна — хотя в детстве они сами проводили там много времени. Правда, двадцать–тридцать лет назад без библиотеки было невозможно освоить даже школьную программу по литературе — выбор книг в магазинах был в сотни раз беднее. Но и сегодня, при изобилии специализированных книжных издательств, огромных книжных магазинов и широкого ассортимента книг, библиотека для детей — это очень важное место. Особенно если вы хотите, чтобы ребёнок был начитан и эрудирован. И вот почему библиотека все-таки нужна — ведь там можно…

…заинтересовать ребёнка чтением. В хорошей библиотеке умеют рассказывать о книгах так, что даже малыши поймут, какие это ценные и важные вещи. Впрочем, рассказать могут не только люди, но и само место. Объясните ребёнку, что вы пришли в книжный дом, познакомьте с правилами библиотеки, покажите бесконечные полки с книгами.

…освоить искусство выбора книги. В магазине не каждый родитель готов позволить малышу выбирать книги, а в библиотеке этому как раз легко учиться. Поэтому всегда ищите книги вместе с ребёнком, соглашайтесь взять на абонемент даже неудачные, по вашему мнению, издания. Учите делать выбор, объясняйте, почему одни книги вам нравятся, а другие нет.

…прочувствовать особую «книжную» атмосферу. В библиотеках она нередко подкрепляется интересными событиями — встречами с писателями, выставками иллюстраций, литературными вечерами. Кроме того, в некоторых библиотеках проводятся занятия для юных читателей, на которых герои книг оживают, а далёкие события тридевятого царства становятся близкими и понятными.

…познакомить ребёнка с книгами вашего детства. И дело не только в качественных, проверенных временем книгах — пусть ребёнок увидит радость родителей, обнаруживших на полке старых друзей.

…дать дошкольникам опыт временного владения каким-либо предметом. Ребятишки часто хотят иметь, а не использовать вещь. Библиотечные книги учат получать радость от чтения, а не обладания, учат возвращать понравившиеся книги (хотя малышам это бывает очень трудно).

…отыскать множество познавательных книг на любую тему. Ведь ребёнок сегодня может увлечься морскими животными, а завтра его заинтересуют чёрные дыры. Конечно, хорошо иметь дома энциклопедии, отвечающие на все вопросы, но всё-таки в библиотеке вы сможете отыскать намного больше литературы. И спокойно вернуть книги, когда интерес к теме угаснет.

…познакомить юного читателя с замечательными произведениями , которые давно не переиздавались, редкими публикациями, дорогими книгами, пособиями, актуальными недолгое время, и другими изданиями, которые покупать дорого или бессмысленно, а иногда и невозможно.

…узнать побольше о том, как работает библиотека, как функционируют абонемент и читальный зал, как устроено книгохранилище — а потом играть в библиотеку. Это увлекательная и полезная игра дает множество интересных возможностей: моделирование необычных ситуаций, полезные занятия по классификации книг, знакомство с искусством изготовления и переплета книг, изучение произведений и авторов, практика для начинающих читателей, логичное введение понятия алфавитного порядка. Но как играть в библиотеку, если ребёнок там никогда не был?

...порассматривать иллюстрации к прочитанному произведению. В нашу жизнь входят электронные книги, и многие дети читают их не хуже бумажных. Но даже если ребёнок обходится без картинок, ему всё равно интересно увидеть героев или посмотреть иллюстрации. И тут маленький экран электронного устройства неизменно проигрывает цветным разворотам настоящей книги. Это не повод отказаться от чтения с бук-ридера, но ещё одна причина пойти в библиотеку и полистать бумажное издание.

В наше время дети не страдают от недостатка досуга. Школы раннего развития, разнообразные секции и студии, кружки и клубы. Все это здорово, но есть и еще одно учреждение, куда родителям имеет смысл озаботиться и записать своего ребенка. Это детская библиотека.

Начав работать в областной детской библиотеке им. М. М. Пришвина, я столкнулась с рядом вопросов: и собственных, и чужих. Некоторые мои знакомые открыто интересовались жизнью библиотеки, другие откровенно недоумевали, чем же там работники занимаются. На популярном молодежном форуме вообще пришлось столкнуться с категоричным заявлением одного «прогрессивного» молодого человека: «Библиотеки изжили себя, книг в них никто не берет, а все ваши ухищрения – это уже не библиотечная работа, вот и будьте добры называть свои учреждения как-то иначе».

Только вот соответствует ли это высказывание действительности? Поверьте, поработав в этой сфере несколько лет, могу однозначно заявить: библиотеки посещаемы. Может, прозвучит резко, но у меня есть свои приметы. Если некто в разговоре задает вопросы вроде «А ходят ли сейчас люди в библиотеки?» или произносит что-нибудь, подобное «Да кто сейчас вообще в библиотеки ходит?!», это означает только одно – он сам оказался здесь случайно.

Если же человек утверждает, что современные ребята перестали читать, а интересуются только компьютерными играми, значит так ведет себя именно его ребенок, и нередко причина этого кроется в самом родителе. И если первый случай еще не так печален (ну, может, человек читает на электронных гаджетах или покупает книги), то вторая ситуация заставляет задуматься.

Итак, для чего же нужна детская библиотека сегодня? Зачем детям вообще в нее ходить? Назову ряд причин.

Причина первая и самая честная. Это выгодно. В нашем городе книготорговля находится в плачевном состоянии. Несколько крупных книжных магазинов принадлежат одной компании, и цены в них в условиях почти полного отсутствия конкуренции весьма высоки. Детские же книги вообще очень дороги. Детская библиотека предоставляет книги бесплатно. Да, библиотечные фонды пополняются не так быстро, как появляются новинки на книжном рынке. Но детям не нужны модные бестселлеры, занимающие топовые позиции в списках лидеров продаж, не нужен новый роман популярного автора сразу из типографии. Детям нужны просто хорошие, интересные, добрые книги. А этого в библиотеке хватает. Кто-то возразит мне, что книги можно купить в Интернет-магазинах подешевле, но представьте себе, что заказанная (и уже оплаченная) книга не понравилась ребенку. Вот она стоит на полке, новенькая, глянцевая… и нелюбимая. Нужно покупать другую, но где гарантия, что она придется по вкусу юному читателю. В библиотеке же книгу можно спокойно вернуть и взять новую, выбирая до тех пор, пока не отыщется та самая, главная книга, о которой с теплотой вспоминают, став взрослыми. Сэкономить можно и на подписке на журналы для детей и родителей, которые также обязательно присутствуют в библиотеке.

Причина вторая и удивительная. Сложно поверить, но в библиотеках есть книги, которых не найти в магазинах. Старые книги, прочитанные несколькими поколениями. Издания солидного возраста с превосходными иллюстрациями знаменитых художников, которые больше не выпускаются. Показать детям те книги, которые сам читал в детстве (не те произведения, а именно те страницы, по которым водил пальцем, картинки, которые сам с интересом рассматривал) – это редкая возможность. Есть и книги, которые по разным причинам перестали издаваться несколько лет назад. В обычных магазинах их не отыщешь, разве только в комиссионных и букинистических, но бережно хранятся они в библиотеках.

Причина третья и приятная. Свобода выбора. Детская библиотека дает возможность ребенку почувствовать себя самостоятельным. Уже практически не осталось публичных библиотек, где доступ к фонду был бы закрыт. Ребенок может свободно копаться на полках, искать то, что ему по душе, формировать собственные предпочтения. Он может, взяв одну книгу, сделать для себя вывод, нравится ему или нет этот автор и жанр, брать ли в следующий раз подобное и продолжать экспериментировать. Ребенок становится исследователем себя самого, путешественником в мире литературы. Он может советоваться с родителями или библиотекарями, которые обязательно постараются помочь и предложить что-то стоящее.

Лирическое отступление

Бывают, впрочем, редкие исключения. Пару раз (хорошо, что не больше) я становилась свидетелем вопиющего случая. Мама с ребенком приходят в библиотеку, сдают книги, дочь/сын радостно бросаются к стеллажам за новыми. Их останавливает грозный окрик: «Положи на место, мы сегодня ничего брать не будем!» Малыш упрашивает чуть ли не со слезами мать. «Хватит! Ничего не задавали!» За ребенка заступается библиотекарь, но мама непреклонна: «И так целыми днями читает – нечего!» Ребенка уводят насильно, а слезы в глазах скапливаются уже у меня. Что тут сказать? Хорошо, если ребенок найдет достойную замену неполученной книге, и несмотря на все усилия родителей, тяга к развитию у него не иссякнет.

Часто бывает и такое. Ребенок увлеченно выбирает книги, яркие, красочные, новые, но родитель (чаще этим грешат бабушки или дедушки) не одобряет выбор: «Зачем тебе эти принцессы (драконы, мутанты и т.д.) Дайте нам о войне (пионерах, полярниках…)». И хотя выбор родителя, может быть, и выше по уровню литературно-художественного качества, такое навязывание способно отбить у ребенка охоту к чтению. Ведь про то, что интересно (а интересны ребенку, как ни крути, драконы и волшебники, а не двадцать шесть бакинских комиссаров) читать не разрешают, а «правильные» книжки читать скучно. Отсюда вывод «читать вообще скучно» и протест «Не буду читать!» Возражение родителей я предчувствую: если сейчас не привить художественный вкус, то в дальнейшем ребенок будет предпочитать второсортные романы с примитивным сюжетом. Успокаиваю: не начнет. Сейчас для него чтение – это только форма времяпрепровождения. Сейчас он читает, потому что ему это нравится. Эстетический вкус привьется позже, когда чтение из просто веселого занятия превратится в потребность. Понятно, что есть книги на все времена, но и среди современной детской литературы много замечательных произведений замечательных авторов. Конечно, контролировать процесс детского чтения нужно, но при этом необходимо направлять, а не навязывать.

Причина четвертая и полезная. Познание действительности. Мир широк, и ребенок, для которого каждый день приносит новые открытия, впитывает в себя информацию из книг, как губка воду. Книги – это самый короткий путь к развитию речи, воображения, мышления. Неудивительно, что читающие дети зачастую учатся лучше своих сверстников, ведь у них вырабатывается привычка вникать в учебный материал, и они точно знают, где можно расширить знания о заинтересовавшем их предмете или явлении. В библиотеке.

Причина пятая и дружелюбная. Общение. Некоторые родители, увы, заблуждаются, думая, что их ребенок – единственный читающий из всех детей, вымирающий вид, так сказать. Но ведь это-то и прекрасно. Любителей чтения среди детей много, и где же им встретиться, как не в библиотеке. Естественно, это относится не к крохе – тому достаточно, что вместе с ним читают родители. А вот ребята постарше уже ищут единомышленников. Дети с удовольствием делятся впечатлениями от прочитанного и советуют друг другу любимые книги. Большое значение имеет и особая умиротворенная «книжная» атмосфера. Иной раз мамы торопятся, спешат по своим делам, а малыш, обложившись стопками книжек и погрузившись в их волшебный мир, никак не хочет уходить. Подростки иногда приходят отдохнуть в библиотеке, если погода не располагает к прогулкам. В библиотеках часто проходят разные культурно-массовые мероприятия, выставки, встречи с писателями и интересными людьми, игровые занятия и праздники. Часто, побывав в библиотеке с классом или группой, детишки потом сами приводят сюда родителей. Так что по душе наверняка что-нибудь найдется, стоит только попробовать.

Причин, конечно, можно отыскать и больше, но эти самые простые и очевидные. И родителям, и детям искренне желаю приятного времяпрепровождения с книгой.

Елена Аничкина,
областная детская библиотека им. М.М. Пришвина

Зачем ходить в библиотеку

Неоднократно сталкивалась с мнением: “Нам библиотека не нужна, у нас дома много книг”. Взрослым может быть и правда не нужна, но для детей это очень важное место. И вот почему:

  • В хорошей библиотеке умеют рассказывать о книгах так, что даже малыши поймут, какие это ценные и важные вещи. Впрочем, рассказать могут не только люди, но и само место. Объясните ребенку, что вы пришли в книжный дом, познакомьте с правилами библиотеки, покажите бесконечные полки с книгами.
  • В магазине не каждый родитель готов позволить малышу выбирать книги. А в библиотеке этому как раз легко учиться. Поэтому всегда ищите книги вместе с ребенком, соглашайтесь взять на абонементе даже неудачные, по вашему мнению, издания. Учите делать выбор, объясняйте, почему одни книги вам нравятся, другие нет.
  • Есть в библиотеках особая “книжная” атмосфера. И нередко она подкрепляется интересными событиями – встречами с писателями, выставками, литературными вечерами. Кроме того, в некоторых библиотеках проводятся занятия для юных читателей, на которых герои книг оживают, а далекие события тридесятого королевства становятся близкими и понятными.
  • Познакомьте ребенка с книгами своего детства. И дело не только в качественных, проверенных временем, книгах, пусть ребенок увидит радость родителей, обнаруживших на полке старых друзей.
  • Кажется, что опыт временного владения каким-либо предметом важен для ребенка. Дошкольники часто хотят иметь, а не использовать вещь. Библиотечные книги учат получать радость от чтения, а не обладания. Учат возвращать понравившиеся книги (хотя малышам это бывает очень трудно).
  • Сегодня ребенок увлекается морскими животными, а завтра его заинтересуют черные дыры. Конечно, хорошо иметь дома энциклопедии, отвечающие на все вопросы, но все-таки в библиотеке вы сможете отыскать познавательных книг по теме намного больше. И спокойно вернуть их, когда интерес к теме угаснет.
  • Есть замечательные произведения, которые давно не переиздавались, редкие публикации, дорогие книги, пособия, актуальные недолгое время, и другие издания, которые покупать дорого или бессмысленно, а иногда и невозможно. А в библиотеке ребенок сможет с ними познакомиться.
  • Интересно играть в библиотеку – много необычных ситуаций, полезные занятия по классификации, изготовлению книг, изучение произведений и авторов, практика для начинающих читателей, логичное введение понятия алфавитного порядка. Но как играть библиотеку, если ребенок там никогда не был?
  • Удобно протестировать книгу, автора прежде, чем покупать. Вдруг ребенку история не понравится или окажется, что он не дорос до нее. Особенно важно проверять книги новых авторов, может быть и вам не захочется иметь их дома.
  • В нашу жизнь входят электронные книги, и многие дети слушают их не хуже бумажных. Но даже если ребенок обходится без картинок, ему все равно хочется увидеть героев или посмотреть иллюстрации, когда текст уже прочитан. И тут маленький экран электронного устройства неизменно проигрывает цветным разворотам настоящей книги. Это не повод отказаться от чтения с букридера, но еще одна причина пойти в библиотеку, полистать бумажное издание.

Волшебный мир книги

Зачем детям ходить в библиотеку

Детские библиотеки сегодня можно было бы занести в Красную Книгу, существуй такая для общественных заведений. Так мало детей туда записано. Во-первых, что такое ночные очереди за редким изданием и дефицит каких-либо авторов, современному поколению не понять, Во-вторых, большинство родителей сами не понимают, зачем их малышу брать книжки напрокат, если они могут позволить себе купить ему любое произведение. А между тем библиотека для ребенка - самая настоящая сказочная страна. Не лишайте его этого волшебного мира, который к тому же дает множество знаний, как академических, так и тех, которые помогут адаптироваться к окружающему миру.

На каждого в библиотеке заводится свой собственный формуляр. Вы это, конечно, знаете и не придаете этому особого значения. А вот для ребенка бумажная книжечка в картотеке может стать первым уроком самостоятельности. Как же! Ведь он, таким образом, получает первый взрослый документ, где указаны его имя, фамилия, даже адрес. Постепенно малыш научится сам называть свои данные, а потом и расписываться за полученные книги. Еще один источник свободы - самостоятельный выбор книг, который надо поощрять, помогая лишь подобрать подходящие по возрасту издания.

Пригодятся и первые арифметические знания. Единовременно взять с собой можно, как правило, не более пяти книг и журналов. Вот пусть ребенок сам и разберется, сколько книг он может попросить, если уже выбрал два журнала.

Даже самый маленький прекрасно понимает разницу между своим и чужим. Получая на время книги, он научится аккуратности и ответственности, если вы объясните, что "прокатные" книжки нельзя портить, рвать, рисовать на их страницах и т.д. Тех, кто постарше, строгий режим научит пунктуальности, пусть ребенок сам записывает, когда нужно вернуть ту или иную книгу, и рассчитывает, сколько книжек стоит брать за один поход, с учетом сроков и собственной скорости чтения. Но и вы должны находить время на то, чтобы дойти с ребенком до библиотеки, если не отпускаете его одного.

Ко всему прочему запись в библиотеку - знатная статья экономии. Книги сейчас недешевые, а если в семье растет маленький книголюб, вряд ли он сможет заставить себя читать меньше и реже, чем того требует душа. Как известно, прочитанная книга или журнал быстро теряют свою привлекательность, и их спокойно можно вернуть, освободив на полках место для самых любимых книг.

Перед тем, как впервые пойти в библиотеку, объясните ребенку правила, расскажите ему о "хранителях" волшебного места - библиотекарях, напомните разницу между книжками "на время" и "насовсем". Вот увидите, походы в "книжкин дом" станут праздником для вас и вашего малыша.

Хмелик Н. Волшебный мир книги: Зачем детям ходить в библиотеку //Красное знамя. - 2006. - 15 августа(107) - С.4.

Волшебный мир книги.
Зачем детям ходить в библиотеку

Детские библиотеки сегодня можно было бы занести в Красную Книгу, существуй такая для общественных заведений. Так мало детей туда записано. Во-первых, что такое ночные очереди за редким изданием и дефицит каких-либо авторов, современному поколению не понять, Во-вторых, большинство родителей сами не понимают, зачем их малышу брать книжки напрокат, если они могут позволить себе купить ему любое произведение. А между тем библиотека для ребенка - самая настоящая сказочная страна. Не лишайте его этого волшебного мира, который к тому же дает множество знаний, как академических, так и тех, которые помогут адаптироваться к окружающему миру.

На каждого в библиотеке заводится свой собственный формуляр. Вы это, конечно, знаете и не придаете этому особого значения. А вот для ребенка бумажная книжечка в картотеке может стать первым уроком самостоятельности. Как же! Ведь он, таким образом, получает первый взрослый документ, где указаны его имя, фамилия, даже адрес. Постепенно малыш научится сам называть свои данные, а потом и расписываться за полученные книги. Еще один источник свободы - самостоятельный выбор книг, который надо поощрять, помогая лишь подобрать подходящие по возрасту издания.

Даже самый маленький прекрасно понимает разницу между своим и чужим. Получая на время книги, он научится аккуратности и ответственности, если вы объясните, что "прокатные" книжки нельзя портить, рвать, рисовать на их страницах и т.д. Тех, кто постарше, строгий режим научит пунктуальности, пусть ребенок сам записывает, когда нужно вернуть ту или иную книгу, и рассчитывает, сколько книжек стоит брать за один поход, с учетом сроков и собственной скорости чтения. Но и вы должны находить время на то, чтобы дойти с ребенком до библиотеки, если не отпускаете его одного.

Ко всему прочему запись в библиотеку - знатная статья экономии. Книги сейчас недешевые, а если в семье растет маленький книголюб, вряд ли он сможет заставить себя читать меньше и реже, чем того требует душа. Как известно, прочитанная книга или журнал быстро теряют свою привлекательность, и их спокойно можно вернуть, освободив на полках место для самых любимых книг.

Перед тем, как впервые пойти в библиотеку, объясните ребенку правила, расскажите ему о "хранителях" волшебного места - библиотекарях, напомните разницу между книжками "на время" и "насовсем". Вот увидите, походы в "книжкин дом" станут праздником для вас и вашего малыша.

Хмелик Н. Волшебный мир книги: Зачем детям ходить в библиотеку
//Красное знамя. - 2006. - 15 августа(107) - С.4.

16/07/2015

Крылатую фразу «мы есть то, что мы едим» можно легко переделать: «мы есть то, что мы читаем». Чтивом большинства сегодня являются заметки в соцсетях и новостные ленты. А сколько тех, кто по старой доброй привычке проводит свободные минутки с книгой? С этим вопросом мы обратились в библиотеки нашего города.


Б иблиотекари не жалуются

2015 год объявлен Годом литературы. Это хороший повод узнать, как сегодня живут наши библиотеки. А живут они, по признанию их работников, очень даже неплохо.

— Книжный фонд заметно вырос по сравнению с тем, что было десяток лет назад, — рассказывает заведующая библиотекой семейного чтения им. Ю. Инге Ольга Воронова. — И количество читателей тоже.

Эта библиотека — единственное место в Стрельне, где можно бесплатно взять книгу для прочтения. Важно то, что здесь постоянно появляются новые поступления. Ольга Михайловна сообщила, что основной контингент библиотеки — это, как и прежде, дети-школьники и пенсионеры. У людей среднего возраста, к сожалению, редко находится время на то, чтобы читать. Такая же ситуация и в других книгохранилищах.

Тем не менее библиотекари рук не опускают, а делают все для того, чтобы привлечь читателей. Некоторые «избы-читальни» увеличили время работы до 20 часов вечера и перешли на ежедневный режим работы, без выходных. Зазывают потенциальных книголюбов как только можно.

— Мы часто проводим праздники, флэш-мобы. Петербуржцы идут к нам на них целыми семьями. Даже для малюток у нас есть книжки-игрушки. Купить ее в магазине не каждый может, да и детям они интересны лишь первые полчаса. Гораздо выгоднее взять ее у нас и потом вернуть, когда кроха наиграется, — советует Ольга Воронова.

Мало кто знает, что в библиотеках сегодня есть целые полки книг, которые не читать дают, а насовсем.

Кто не читает книги

Ольга Михайловна призналась, что заинтересовать молодежь, окончившую школу, труднее всего. Избавившись от обязательств по учебной программе, она вообще теряет интерес к книгам. Хотя в последний год помимо фэнтези многие подростки заинтересовались исторической литературой. Должно быть, поводом стали события на Украине и попытки Запада умалить значимость России во Второй мировой войне.

Научить читать и любить книги — это задача не только библиотекарей, но и родителей. Если не читают взрослые, то и детей они к этому приучить не могут. По результатам последнего международного исследования PISA (среди 65 индустриально развитых стран), российские 15-летние школьники заняли 34-е место по математической грамотности, 37-е — по естественнонаучной и 42-е — по читательской.

А вы что читаете? С таким вопросом корреспондент «МК» в Питере» обратилась к прохожим. Продавец овощей и фруктов Елена Бурмистрова призналась, что последний раз книгу держала в руках еще в юности, когда ездила на электричке на учебу в училище. Дарима Хушеева, юрист, сказала, что любит читать женские романы. Спешащий по делам молодой человек Евгений в деловом костюме признался, что читает редко и только те книги, которые ему нужны по работе. На поиски читающих я решила отправиться в метро. На красной ветке заметила девушку с книгой «Унесенные ветром».

— Интересно? — спросила я у нее.

— Очень, — призналась Людмила, студентка Политеха.

mob_info