Художественные материалы и их характеристики. Художественные материалы оптом

Сегодня напишу про все остальное, а именно:
- Альбом для эскизов "VISTA-ARTISTA"
- Кисти "Kinotti" (синтетика и колонок)
- Мастихины художественные "VISTA-ARTISTA"
- Холст грунтованный на подрамнике "VISTA-ARTISTA"
- Краски акриловые "Love2Art" матовые

Все материалы для обзора предоставлены магазином "Леонардо" .

Первым попался альбом для эскизов. Я как любитель порядка оценила, что он бережно упакован в пленку и внутрь даже вложен пакетик силикагеля от влажности. Причем упаковка не запаяна намертво, она на клеевой полоске, т.е. в магазине его можно вынуть и рассмотреть перед покупкой.

Порадовало то, что задняя наклейка легко снимается и не оставляет следов на обложке.

Формат А5 (21х14.8см) - удобно-сумочный, внутри 32 листа бескислотной бумаги плотностью 150 г/м3. Обложка из картона. Бумага теплого сливочного оттенка, слегка шероховатая, приятная на ощупь, стороны листа едва заметно отличаются текстурой поверхности.


Листы альбома открываются со сгибом, т.е. он не разворачивается добровольно на 180 градусов, но я поднатужилась и растопырила его:) Переплет разошелся не очень аккуратно, зато разворот стал полным. Отмечу, что при этом листы не вылетают и не теряются, т.к. они прошиты, а не просто склеены, и чтобы выдернуть лист, мне пришлось приложить некоторое усилие.


В альбоме предлагается рисовать графитными и пастельными карандашами, шариковыми и гелевыми ручками, углем, сангиной, сепией, восковыми мелками, чернилами и в смешанной технике. Поскольку с художественными материалами типа угля у меня дома не густо, я испробовала на этой бумаге то, что нашлось в закромах.


Здесь верхняя часть - обычный графитный карандаш, нижняя - различные линеры. Карандаш легко стирается клячкой (две белых полосы вверху справа), бумага при этом не жуется. И карандаш и линеры ходят по бумаге легко и приятно.


Попробовала маркер для каллиграфии и спиртовой, получилось не очень. Тот, что для каллиграфии, с жестким наконечником и дает неровные края линии на шероховатой бумаге, а спиртовой протекает, но не пачкает следующий лист.


Обычные цветные карандаши ведут себя отлично, приятно шуршат по бумаге и оставляют мягкий насыщенный след.


Дальше я решила попробовать рисовать материалами с участием влаги. Разные цветные маркеры - акварельные KOI, PITT на водной основе, детские фломастеры KANZY из первой серии обзора и акварельные маркеры Letraset. Акварельные маркеры (оба вида) ложатся красиво и ровно, но моментально впитываются и уже никуда не размываются, фломастеры ведут себя как обычно. Ничего не протекает и бумагу не мочит, не коробит и не скатывает.


Потом я попробовала краски. Сверху кружочки - акрил "Love2Art" (про него подробнее ниже) , ложится хорошо, но почему-то мгновенно высыхает. Может быть, подойдет для быстрых зарисовок в этом альбоме, где нужно чуть-чуть добавить цвета, или для тонирования фона, т.к. не протекает насквозь и не просвечивает.
Внизу головастики - акварель. Сохнет долго и коробит бумагу, хотя я воды почти не добавляла, но бумага распрямляется после высыхания. Это уже мои эксперименты, бумага на работу с водой не рассчитана, о чем производитель честно сообщил на упаковке.



Вывод - этот альбом для эскизов "VISTA-ARTISTA" полностью выполняет свои функции и оправдывает ожидания. Больше, чем от него требуется не делает, но и меньше тоже. Отлично подойдет как рабочий инструмент для быстрых зарисовок и эскизов любыми сухими материалами и маркерами\фломастерами на водной основе.

Дальше про кисти "Kinotti". Для тестирования я выбрала синтетику и колонок разных размеров и форм, к белкам я питаю личную неприязнь:).
Каждая кисточка снабжена пластиковым колпачком, который защищает ворс от смятия. Кисти выполнены качественно, обжимная обойма плотная, волоски не теряются. Д ревко у всех кистей окрашено и лакировано, с него легко смывается краска, у синтетики - удлиненное, у колонка - короткое.




Пробуем в деле. Ворс у всех кисточек упругий, не топорщится, мокрая кисть хорошо держит форму. Хорошо набирает и отдает воду и краску.
Колонок+акварель:


Синтетика+акварель:


Синтетика+акрил:


В целом кистями я очень довольна! Могу смело рекомендовать к покупке, тем более, что они относятся к невысокой ценовой категории. Очень радует, что в России делают такие качественные и недорогие художественные материалы.

Очередь за мастихинами и холстом "VISTA-ARTISTA".
Мастихинов мне досталось 3 штуки разных размеров и форм (в ассортименте производителя есть и другие варианты). Каждый в индивидуальной упаковочке.


Выполнены качественно, ручка удобной формы и размера, комфортно лежит в руке, крашеная и лакированная. Никаких зазубрин и торчащих швов, все части скреплены и спаяны надежно и ровно.

Металлическая часть ручки имеет хороший, удобный изгиб. Лезвие со всех углов закругленное, чтобы не травмировать холст, гибкое и пружинистое.


Теперь рассмотрим со всех сторон холст. Это 100% лён, размер 50х50 см, плотность 400 г/кв.м. (тоже есть разные варианты по размеру, составу и плотности плюс холсты на картоне). Упакован был в прозрачную пленку.
Холст натянут на деревянный подрамник (его толщина 1.7х3.8 см) крепкими скобами, покрыт белым акриловым грунтом. В комплекте идут распорки, но большой надобности в них нет, т.к. холст натянут ровно и не провисает. Отдельно порадовало, что все сделано очень аккуратно - ровные уголки (даже угол этикетки был бережно подвернут), одинаковая ширина загибов, нигде не торчит никаких ниток и заноз. Качество продукта снова на высоте.

Плетение холста равномерное, цвет грунта чисто белый, без желтизны и серости, покрытие плотное и ровное.


Пробую наносить акриловую краску (о ней подробно расскажу ниже) мастихинами на холст. В процессе тестирования я делала это впервые и мне очень понравился процесс, прям чувствуешь себя великим живописцем! Можно делать узкие и широкие мазки, добавлять густоты или убрать лишнее. Холст и инструмент приятно пружинят друг об друга, краска движется и становится понятно и ощутимо, что ЖИВОпись - это что-то живое:)




В это части обзора я тоже осталась довольна. Если честно, я даже не ожидала, что все будет настолько здорово, потому что я очень придирчивый и дотошный потребитель:)

Итак, заключительная часть - акриловые краски "Love2Art". В ассортименте представлены всевозможные варианты - глянцевые, металлик, перламутровые, есть даже хамелеон и светящиеся в темноте, плюс еще контуры. Цветовые палитры всех разновидностей широкие. Так что возможностей для творчества и декорирования масса! А чтобы не запутаться во всем многообразии, существует отдельно книжечка - карта цветов и контуров всех видов с "живой" выкраской.
Я выбрала для тестов классический матовый вариант.
Краски разлиты в пластиковые баночки по 60 мл. На крышке - номер, название и образец цвета. Образцы на этикетках хоть и напечатаны в типографии, но идеально совпадают с цветом краски (что будет очень приятно каждому перфекционисту), хотя ее итак видно, т.к. баночки прозрачные. Зато сразу понятно, какая крышка к какой баночке относится, не нужно заглядывать внутрь в поисках следов краски на ободке. На каждой баночке указана дата производства, срок годности - 2 года. Мне попались краски разного возраста (в пределах срока годности) и все они по консистенции как новенькие, равномерной густоты, как 15%-я сметанка, нет засыхания, расслоения или комочков.



В палитре этой категории 36 цветов, в моем распоряжении оказались 16 из них и я теперь хочу все остальные:) Все цвета яркие, сочные, насыщенные.


В описании от производителя сказано, что краски легко наносятся на любую поверхность. Надо же проверить:) Грунтованный холст и бумагу мы уже видели. Далее: стекло, дерево, металл.

Краски обладают высокой укрывистостью, хорошо смешиваются, быстро высыхают. Время высыхания, указанное производителем - 15 минут. Засекала: от 1-2 минут на бумаге до 10 минут на металле в несколько слоев.
Допускается сушка феном. Это я тоже попробовала, на цвет и качество поверхности это никак не влияет.
После высыхания создается устойчивое к воде покрытие. В зависимости от назначения изделия, декорированную краской поверхность можно покрыть лаком на водной основе в 1-2 слоя.
До живописных полотен у меня пока руки не дошли, но очень хотелось скорее попробовать их на практике, поэтому я раскрасила декоративную звезду на елочку.

Качество опять на высоте, продукт выполняет все заявленные функции и в целом производит очень приятное впечатление. Так что рекомендую для всех видов творчества!
А картину на том самом холсте я все-таки закончу и потом покажу отдельно:)

Художнику-новичку необходимо хорошо знать те материалы, с которыми он будет иметь дело при рисовании, владеть техникой работы с ними и постоянно изучать их свойства. Эти знания помогут избежать многих ошибок, неизбежных у не обладающего еще достаточным опытом молодого художника.

Карандаш

Первое, чем пробует рисовать каждый начинающий,- это . Но для того, чтобы использовать все полезные для художника свойства, которыми обладает карандаш, необходимо приобрести некоторые знания. Художник может сделать карандаш послушным орудием в своих руках, извлечь из него все богатство его цветовых возможностей, или же использовать его только для набросков.

Карандаши для рисования бывают различной твердости и различного оттенка. Жесткие карандаши употребляются чаще всего в черчении, в рисунке же предпочтительнее пользоваться карандашами мягкими или же средней твердости, дающими большие возможности переходов цвета и различных оттенков.

Лучшие карандаши делают из графита (разновидность кристаллического углерода). Графитные рисовальные карандаши выпускаются обычно под номерами: 1-й - самый мягкий, 2-й - средний и 3-й - твердый.

Высший сорт карандашей для рисования имеет четырнадцать номеров твердости: от 1 до 6Н - твердые, от 1 до 6В - мягкие и 1-2 - средние.

Из мягких карандашей хорош «негро» - мягкий, очень черный карандаш приятного бархатистого тона. Для учебной работы вполне пригодны карандаши разной степени мягкости.

Для карандашных набросков можно использовать любые сорта бумаги белого или других светлых оттенков, для длительных и серьезных рисунков нужна бумага с высокой тепенью шероховатости (ватман, полуватман, «александрийская» бумага).

Уголь

Чаще всего используют для быстрых набросков, хотя им можно пользоваться также и для длительных законченных рисунков. Кроме того, углем обычно наносятся первоначальные контуры фигур и предметов для исполняемой масляными красками картины. Приготовляется уголь из березовых палочек.

Уголь можно приготовить и самому. Для этого наполните пустую консервную банку ровными, гладкими березовыми палочками, плотно закройте крышкой, замажьте банку глиной или замазкой и поставьте ее на несколько часов в печь на раскаленные угли, оставшиеся после топки.

Уголь для многих удобен тем, что он легко смахивается с бумаги и допускает многочисленные поправки в рисунке. Это свойство угля делает его незаменимым в первоначальных быстрых набросках и эскизах.

Углем можно работать только на шероховатой бумаге, так как на гладкой он не держится и осыпается.

Для первичных набросков углем можно брать любую бумагу, вплоть до некачественной оберточной. Для длительного рисунка углем нужна хорошая шероховатая бумага (ватман, александрийская и др.).

Недостатком угля является то, что он при малейшем сотрясении, толчке стряхивается с бумаги и для длительного хранения требует специального закрепления.

Самый простой «дедовский» способ закрепления состоит в пульверизации жидким молоком, в котором растворено небольшое количество сахара (на полстакана молока четверть ложки сахарного песку). При закреплении рисунок кладется горизонтально на стол и обрызгивается не слишком сильно, иначе крупные капли жидкости могут испортить рисунок. После того как бумага просохнет, следует закрепление повторить еще раз.

Сангина

Для рисования можно также пользоваться и сангиной. - это довольно мягкий карандаш, с более толстым стержнем, обычно коричневато-красного цвета, без деревянной оправы.

Тушь

Кроме карандаша и угля, для набросков и рисунков употребляется также и тушь, но работа с тушью требует большой точности и уверенности в рисунке, так как выполненный тушью рисунок трудно исправить (тушь не стирается и не смывается).

Однотонная акварель (монохромная монотипия)

Материалом для рисунка может служить также и , при работе которой художник не ставит себе задачей передать цветовое многообразие окружающей его действительности, ограничиваясь передачей формы, объема, относительной светлоты и характера изображаемого.

Пастели

Это живопись сухими красками, приготовленными в виде карандашей, не имеющих деревянной оправы. Сухая краска втирается в шероховатую поверхность бумаги. Для работы пастелью требуется большой выбор карандашей различных тонов и полутонов, так как возможность смешивать один цвет с другим, а также с белилами в пастели крайне ограничена. Работать пастелью можно не только на шероховатой бумаге, но и на специально загрунтованном для пастели холсте, который во избежание сотрясения обязательно должен быть наклеен на доску или картон.

13:30 20.02.2014г.

Для рисования не нужны какие-то специальные сложные приспособления. Кто из нас не выполнил в детстве простейшие рисунки на обычном листке бумаги фломастерами, карандашами, а то и обычной авторучкой. Но если мы говорим о мастерстве, способах художественной выразительности, передачи движения, реализации творческих замыслов, то тут не обойтись без использования художественных материалов и знания техники работы с ними.

Наибольшее распространение и доступность имеют такие материалы как карандаши цветные или графитовые, тушь, фломастеры, цветные мелки, уголь, сангина, пастель,акварель. Рассмотрим более подробно каждый из этих художественных материалов и технику работы с ними.

Графитовый карандаш

Его используют как при обучении рисованию, так и уже опытные художники. Приятный серый тон, небольшой блеск сочетаются с возможностью исправления при помощи ластика. Карандаш позволяет выполнять как линейные, штриховые рисунки, так и тонально-живописные. Достоинством графита является то, что он хорошо держится на бумаге. Различных эффектов можно добиться при выборе, как художественного материала , разных сортов бумаги для работы карандашом.

Аналогичными свойствами обладают цветные карандаши. Выделить из них особо можно карандаши акварельные, которые размазываются водой, создавая при этом особые эффекты.

Рисовальный уголь

С древнейших времен используется художниками. Позволяет выполнять портреты, пейзажи, сюжетные композиции и натюрморты. Имеет насыщенный черный цвет с широким диапазоном тональных переходов. Форма угля дает возможность рисовать различные по толщине линии. Боковой поверхностью можно быстро закрасить большую площадь листа. Уголь также легко стирается. При рисовании углем используются такие художественные материалы как картон, холст, стена, бумага, а также различные поверхности. В зависимости от задач художника выбирается основа рисунка, форма и способ заточки рисовальных угольков. Специальной растушевкой, тряпочкой либо рукой можно растирать уголь. Рисунки, выполненные углем, закрепляют лаком для волос или специальным фиксативом.

Фломастеры

Требуют работы уверенной, твердой рукой, так как не стираются. Дают плавные красивые линии. Различаются по толщине и цветам. В основном применяются в декоративных или оформительских целях, но позволяют выполнять также пейзажи и наброски с натуры.

Сангина

Представляет собой красновато-коричневый мел. Производится в форме квадратных и круглых палочек. Позволяет рисовать на картоне, бумаге, холсте. С помощью нее можно нарисовать линию, штрих или сделать растушевку. При рисовании часто сочетается с другими художественными материалами . По сложности использования не рекомендуется для работы начинающих. В технике сангины создавали свои произведения такие мастера прошлого как Рубенс, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело, Шарден, Тициан.

Рисование пером

Требует твердости руки и четкости глаза, так как стереть потом нельзя. Толщина линии контролируется нажимом, но при этом надо следить, чтобы пером не царапалась бумага. Перья различаются по материалу, из которого изготовлены. Гусиные или тростниковые дают более живую линию, а стальные – более четкую. Оптимально использовать для рисования пером гладкую мелованную бумагу, тогда допущенные ошибки можно подкорректировать острым лезвием. Так же, выбирая различную по тону бумагу, можно добиться впечатления живописности рисунка.

Рисование кистью

Использование в качестве художественного материала кистей позволяет выполнять очень тонкие рисунки, а также широко тонировать плоскости, использовать эффект лепки с помощью мазка. Кисти используются для рисования тушью, акварельными, масляными красками, гуашью, гризайлью.

Пастельные мелки

Технику пастели отличают хрупкость и нежность по цвету. При работе используется прием штриха или широких пастозных мазков. Необычные эффекты достигаются также втиранием цвета в цвет, что придает рисунку особую мягкость, точность тональных переходов. Шероховатая поверхность лучше держит пастель, поэтому предпочтительнее использовать для работы бархатную бумагу или специально обработанный шкуркой картон. Также требуется закрепление пастели и бережное хранение рисунка.

Кроме описанных, существует великое множество видов рукоделия (например, наборы для вышивания) и каждый из них обладает своими выразительными свойствами и особенностями. Поэтому любой, кто интересуется рисованием, найдет что-то именно для себя, в соответствии со своими предпочтениями.

Многим интересна тема «чужой творческой кухни » и в этой статье я расскажу и покажу свои богатства. Обрабатывая фотографии у меня сложилось впечатление, что это репортаж из худ. магазина. Но, поверьте, художественных материалов много не бывает и всегда найдется то, чего хотеть 🙂
Так что показываю интересующимся свои хомяческие запасы красок, кисточек и прочего добра.
Хочу отметить, что новые материалы вдохновляют на творческие изыскания. А пробуя себя в новых непривычных техниках мы открываем что-то новое и неизведанное в себе. Не бойтесь выходить за границы своего комфорта, пробуйте новое!

Как я уже сказала, всякого добра у меня очень мало достаточно, но постоянно пользуюсь (и беру с собой в путешествия) коробку акварели и пенал. Что помещается в пенал ниже.

Вот такой вот походный набор художника (только я себя художником не считаю:)):

Все, что живет в пенале в подробностях
Сверху слева:

  • пакетик с перьями (пользуюсь редко, но в любом другом месте они рискуют потеряться);
  • ножницы, скотч (чтоб приклеивать всякий хлам в блокноты) и еще клей-карандаш, который не попал в кадр, потому что валялся на столе;
  • автоматический карандаш (обычные так и не смогла полюбить, они же острыми бывают только первых две секунды), стержни для него, ластик и точилка на всякий.

Сверху справа три белые гелевые ручки (редкость они просто и еще большая редкость — хорошие) и белый пастельный карандаш (единственное, что я переношу из пастели).
Внизу слева направо:

  • перо (которое приходится разбирать, чтоб положить в пенал);
  • набор лайнеров Faber Castell (0.1, 0.3, 0.5, 0.7)
  • еще два лайнера-долгожителя UniPin, давно ими не рисую, но живут в пенале за ветеранские заслуги;
  • и снова лайнеры, фирмы Copic, был спектр от 0.1 до 1.0, потом четыре подарила, остались только 0.3 и 1.0;
  • две водяные кисти для акварели — незаменимая вещь в путешествиях;
  • огрызок трубочки для коктейлей (используется для создания высокохудожественных клякс);
  • серые маркеры Copic;
  • и кучка кисточек (белка), обрезанных под размер пенала.

И еще после каждой поездки из пенала выгребается кучка гальки, веточек и листиков.

Все лайнеры и маркеры крупнее и с «пробой». У копиковских лайнеров линейка «тоньше» (ихние 0.3 как фабер-кастелловские 0.1), но сами они мне меньше понравились почему-то. Они как будто быстрее заканчиваются и линия немного шероховатая.
И серые копики от С1 до С7 плюс черный (100). Они на вид разные (овальные и круглые в разрезе) потому что у меня сперва появились нечетные, а потом четные. На одних написано ciao, на других sketch, но чем они отличаются функционально я так и не поняла (может просто разный объем чернил?). А потом мне на день рожденья подарили еще копиков, и они уже в разрезе были квадратные. И вот они да, другие, та часть где кисточка — меньше и более жесткая. Но про маркеры дальше.

На фото еще кисточки, трубочка и акварель крупнее (акварель у меня питерская «Белые ночи» и другой пока не пробовала). На бумаге видно как раз кляксы, которые делаются с помощью трубочки.
Водяные кисточки двух размеров — в резервуар заливается вода и кисточка все время мокрая. Это удобно для зарисовок в путешествиях, но ограничивает в техниках.

Это был мой «рабочий» набор. А теперь про остальные богатства. Многое из этого появилось только недавно.
Кисточки. С ними все как раз не очень. Кучка белки разной степени паршивости (и одна шикарная, которую мне подарили), несколько синтетики и парочку щетины. Кисточки у меня часто гибнут от более частого занятия, чем рисование — декупажа. Все мечтаю обзавестись хорошими.

Маркеры и фломастеры. Есть набор Faber Castell, которые оказались слишком яркие для меня (но я еще не теряю надежды с ними подружиться) и Copic, которые мне очень нравятся, но стоят как крыло от самолета. Хорошо, что маркеры и фломастеры почти все достались мне в подарок, иначе меня бы совсем задавила жаба, что такие материалы лежат, а я их редко использую.

У копиков огромная растяжка по цветам и есть очень светлые, акварельные цвета. А в тех, которые у меня появились первыми (серые, овальные и круглые) широкая мягкая кисть, которой можно рисовать как акварелью — штрихов не видно. У квадратных копиков тоже можно добиться такого эффекта, но там сама кисть тоньше и жестче. А у фабер-кастелловских фломастеров виден каждый штрих. И цвета очень яркие.
В интернете, конечно, полно шедевров ими сделанных, но у меня пока руки не отрасли из нужного места для них. Буду учиться 🙂
Вот «пробы» цвета. У копиков даже серый не просто серый, а бывает теплый и холодный.

Из-за такого тонкого спектра можно хорошо проработать тени. Сверху на фото рисунок фабер-кастелловскими фломастерами (цветной), внизу — копиками (4 оттенка серого + черный).

Акрил. Его у меня как-то мало (зато уже заказан у мужа подарок на 8 Марта:)), но хочу заняться им теперь плотнее.

А пока что — большой тюбик белого, несколько отдельных цветов и полузасохший набор каких-то кислотных оттенков.

Любимый разворот — тушь цвета сепии на крафтовой бумаге

И последние — аутсайдеры — акварельные карандаши и масло. Карандаши у меня появились первые и я их использовала как акварель, разбавляя водой, пока не купила набор акварели. Теперь они почему-то редко используются.
А к маслу я все боюсь подступиться. Был только один опыт незаконченной картины про Крым, но я все собираюсь с духом и мечтаю за него взяться. Оно какое-то такое серьезное и обстоятельное. И непривычное.

Расскажите про ваши любимые художественные материалы ?

  1. Техника в изобразительном искусстве.
  2. Материалы для рисования, работы с бумагой, тканью.
  3. Техники рисования.
  4. Техники работы с бумагой, тканью.

Вопрос.

Техника – это язык художника. Не владея этим языком, художник не может донести до зрителя замысел своего произведения.

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное п произведение.

Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.п.), умение использовать художественные возможности этого материала;

В более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов.

Таким образом,

Техника рисунка – владение материалами и инструментами, способы их использования для изображения и художественного выражения.

В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.

Вопрос.

Изобразительное искусство располагает многообразием ма­териалов и техник . Конечно, не все из них можно использо­вать в детском саду. Некоторые слишком сложны для детей, некоторые требуют специальной подготовки, что в условиях детского сада не представляется возможным. Однако некото­рое расширение знаний о художественных материалах по срав­нению с существующим все же необходимо.

Материалы могут подразделяться на неоформленные и полуоформленные.



Неоформленные - бумага, ткань, нитки, проволока, фоль­га, шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера. Ребенок эмо­ционально реагирует на каждый из этих материалов, связывая его с каким-либо реальным образом. Он создает что-то новое, изменяя форму, исследуя свойства и возможности материала.

Полуоформленные несут в себе какую-то изначально за­данную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусст­венные и природные. Искусственные - коробки, пробки, де­тали каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бусы и т. д. По-своему видоизменяя их, дети создают новые целостные композиции. Свойства и формы таких материалов близки к игрушкам-конструкторам: когда ребенок строит что-либо из коробок, он складывает и закрепляет их различными способами, и такая постройка ассоциируется у него с чем-то виденным в действительности.

Природные - опавшие плоды, веточки, листья, цветы и др. Из них можно создавать оригинальные поделки. Красота ес­тественных красок и форм способствует развитию эстетичес­кого восприятия. При этом у ребенка не только формируется чувство прекрасного, но и развивается способность находить творческое применение всем этим предметам. Занимаясь с различными подобными материалами, ребенок одновременно развивает моторику кистей рук, художественное видение, обо­гащает свои знания и умения.

Педагог должен как можно лучше знать особенности раз­личных изобразительных материалов, чтобы правильно подби­рать и рационально использовать их, а также знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в от­дельности.

Каждая техника предполагает использование различных инструментов. Каждый изобразительный инструмент имеет свою специфику, что определяет способы работы с ним. Рас­смотрим особенности каждого инструмента.

Карандаши (цветные, простые) позволяют более четко вы­делить линию контура, точнее всего передать форму и кон­струкцию. Карандашом можно провести узкую линию. При этом для получения более широкой линии требуется неоднократное движение, заполнение же цветом всего рисунка связано с мно­гократными повторными движениями (сверху вниз, слева на­право или же по косой). Чем большую поверхность нужно за­красить, тем дольше будут совершаться эти движения. Овладе­ние карандашной техникой рисования необходимо потому, что контурный линейный рисунок - основа изображения.

Фломастеры всевозможных оттенков и цветов могут об­ладать специфическим запахом, при соприкосновении с бума­гой оставляют сочные, яркие линии без особого нажима руки. Рисунок таким инструментом может быть выполнен как кон­турно, так и штрихом.

Возможные ошибки

♦ Не учитывается тип карандаша. Для дошкольного возраста предпочтительнее использовать карандаши ТМ, М, 2М. Твердые карандаши не дают возможности показать толщину и цвет линии, что в свою очередь сказывается на качестве работы и усвоении материала. Мягкий карандаш позволяет производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается из­менением силы нажима на карандаш: слабый нажим - более светлый цвет, сильный нажим - более интенсивный цвет.

♦ Неправильно подбирается формат бумаги. Часто можно ви­деть, как для небольшого карандашного рисунка выдаются такие же большие листы бумаги, как и для работы краска­ ми. В результате лист оказывается незаполненным (много неоправданно пустого белого пространства, из-за чего ри­сунок плохо смотрится), или же ребенок, стремясь его за­полнить, создает слишком крупное изображение и не успе­вает закончить рисунок.

♦ Для работы с цветными карандашами предлагается цветная бумага, на которой полученное изображение плохо смот­рится. Все это снижает качество рисунков, лишает их вы­разительности.

♦ При работе с фломастерами следует объяснить детям прави­ла обращения с материалом: обязательно закрывать колпа­чок, не набирать много фломастеров, не закрашивать боль­шие пространства, расходуя цвет (с таким же успехом это можно сделать краской). Из-за длительного закрашивания рука устает, отчего у ребенка пропадает желание выполнять рабо­ту дальше.

Кисти - колонковые, беличьи, щетинные. Щетинные кисти предназначены для работы масляными красками, но могут быть использованы и в живописи темперными и гуашевыми красками («набрызг» - встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки, «сухая» кисть - для передачи фактуры пушистой шерсти животных). Беличьи и ко­лонковые кисти используются в основном в акварели и гуаши. По форме они бывают плоские и круглые. Величину кисти обо­значают номером. Номера плоских кистей соответствуют их ши­рине в миллиметрах, а номера круглых кистей - диаметру (также выраженному в миллиметрах).

Кисть - мягкая. Работа с ней не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает на­пряжение руки, характерное для работы с карандашом, поэ­тому при работе с кистью рука устает меньше. Линия контура кистью получается расплывчатой, недостаточно четкой. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверх­ности рисунка без затраты усилий. Рисуя кистью, можно по­лучить широкую линию, если опереться всем ворсом, и тонкую, если касаться бумаги только ее концом. Научившись прикла­дывать кисть ворсом плашмя, ребенок получает в свободное распоряжение прием «примакивание», с помощью которого мо­гут создаваться разнообразные элементы узора (цветы, лис­тья, лепестки). Однако мягкий ворс кисти портится при неот­рывном движении кисти туда-обратно.

Возможные ошибки

♦ Ни в коем случае нельзя давать кистям засыхать или ставить кисти в банку ворсом вниз, так как происходит деформация. После работы акварельными красками или гуашью кисти лучше мыть теплой водой. Вымытую кисть нужно поставить в специально отведенный стаканчик вор­сом вверх или завернуть в бумагу, тогда она сохранит свою форму.

♦ Для практических занятий каждому ребенку необходимо иметь в наборе не меньше 2-3 кистей разной толщины и фактуры.

Краски - акварельные, гуашь, масляные, темперные. Ак­варельные - водно-клеевые из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с ме­дом или сахарным сиропом. Выпускаются сухие - в виде пли­ток, полусырые - в фарфоровых чашечках или полужидкие - в тюбиках. Акварелью можно писать по сухой или сырой бу­маге сразу, в полную силу цвета, а можно работать лессиров­ками, постепенно уточняя цветовые отношения натуры.

Гуашь - водная краска, обладающая большими кроющими возможностями. Эти краски после высыхания быстро светлеют и нужен немалый опыт, чтобы предвидеть степень изменения их тона и цвета, Гуашевыми красками пишут на бумаге, кар­тоне, фанере. Готовые работы имеют матовую бархатистую поверхность.

Масляные - красители, смешанные с растительным мас­лом: льняным, маковым или ореховым. От воздействия света и воздуха масляные краски постепенно затвердевают. Многие основы (холст, дерево, картон) перед работой на них красками загрунтовывают.

Темперные - водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой. В настоящее время производятся также полу­жидкие краски, заключенные в тюбики и изготовленные на желтке. Темперными красками можно писать густо, как мас­ляными, или жидко, как акварельными, разбавляя их водой. Сохнут они медленнее гуаши. Недостатком является разница в оттенках сырой и высохшей краски. Картины, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность, поэтому их иногда покрывают специальным лаком, устраняющим эту матовость.

Возможные ошибки

♦ Акварель не выносит исправлений, многочисленных повтор­ных прописок смешанными красками. Нередко педагоги ис­пользуют технику акварели в сочетании с другими материала­ми: гуашью, темперой, углем. Однако в этом случае теряются главные качества акварельной живописи - насыщенность, прозрачность, чистота и свежесть, то есть именно то, что от­личает акварель от любой другой техники. С дошкольниками лучше практически начинать работать с акварелью со стар­шей группы, когда дети владеют навыками и умениями в ра­боте с изобразительным материалом.

Угольный карандаш «ретушь» мягче обычных цветных ка­рандашей и позволяет получить более широкую линию барха­тистого цвета.

Сангина - короткие палочки-карандаши. Они могут быть разнообразных оттенков коричневого цвета.

Оба эти материала по-своему выразительны, они дают раз­ную фактурную линию. Особенно выразительно получаются угольным карандашом и сангиной изображения деревьев. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной толщины (утолщение ствола, тонкость веток), работать с ними легче, чем с обычными цветными каранда­шами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов.

Пастель - цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Их получают путем смешивания кра­сочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Рисуют пастелью на бума­ге, картоне или холсте. Цвет наносят штрихами, как в рисунке, или же втирают пальцами с растушевкой, что позволяет до­биться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов цветов, матовой бархатистой поверхности. При работе пасте­лью можно легко снимать или перекрывать красочные слои, так как она свободно соскабливается с грунта.

Возможные ошибки

♦ Угольный карандаш, пастель и сангина хрупки, поэтому при рисовании ими нужно лишь слегка касаться бумагу иначе грифель карандаша и палочка сангины быстро сломаются. Карандаш «ретушь», как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать. Сангина же совсем не затачивается.

♦ Не стоит пытаться закрашивать рисунок сангиной или пасте­лью так же, как цветным карандашом, близко проводя штри­хи. При этом материал ссыпается, а просветы остаются.

♦ Введение этих материалов для рисования целесообразно
только в старшей и подготовительной к школе группах, ког­да детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.

Вопрос.

Техники рисования.

Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достичь, разнообразя способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель и т.д.), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику. Сочетание разных материалов в одном рисунке позволяет добиваться большей выразительности изображения.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольни­ков. Так, например, начинать работу в этом направле­нии следует с таких техник, как рисование пальчика­ми, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят худо­жественный образ, создаваемый с помощью более слож­ных: кляксографии, монотипии и т.п.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЕ

mob_info