Что входит в понятие мышление. Мышление, его формы и виды

Неотъемлемой частью жизнедеятельности человека является мышление. Определение данного понятия было дано еще в древности. Этим вопросом интересовались ученые и мыслители во все времена. И на сегодняшний день данное явление нельзя считать полностью изученным.

История изучения мышления

Во все времена ученых интересовало такое явление, как мышление. Определение данному понятию было дано еще в античный период. При этом особое внимание уделялось тому, чтобы познать сущность невидимых явлений. был первым, кто затронул этот вопрос. Именно ему человечество обязано появлением таких понятий, как истина и мнение.

Немного иначе рассматривал данный вопрос Платон. Он считал, что мышление - космической сущности, которой обладала человеческая душа до вселения в земное тело. Он считал, что это не творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на то, чтобы "вспомнить" те знания, которые были "забыты". Несмотря на достаточно фантастические рассуждения, именно Платону принадлежит заслуга в изучении такого понятия, как интуиция.

Аристотель дал основательные пояснения по поводу того, что такое мышление. Определение включило в себя такие категории, как суждение и умозаключение. Философ разработал целую науку - логику. Впоследствии на основе его исследований Раймондом Луллием была создана так называемая "мыслительная машина".

Декарт воспринимал мышление как духовную категорию, а главным методом познания считал систематическое сомнение. Спиноза же, в свою очередь, считал, что это физический способ действия. Главное заслугой Канта стало разделение мышления на синтетическое и аналитическое.

Мышление: определение

Процессы, происходящие в головном мозге человека, всегда вызывали повышенный интерес. Поэтому существует немало теорий о том, что такое мышление. Определение напрашивается следующее: это познавательная деятельность, которая осуществляется человеком. Это своего рода способ восприятия и отражения действительности.

Главный результат мыслительной деятельности - это мысль (она может проявляться в виде осознания, понятия, идеи или в прочих формах). При этом не стоит путать данный процесс с ощущением. Мышление, по мнению ученых, присуще только человеку, а вот чувственными восприятиями обладают также животные и более низкие формы организации жизни.

Стоит отметить ряд отличительных особенностей, которыми характеризуется мышление. Определение данного термина дает право говорить о том, что оно позволяет получать информацию о тех явлениях, которые не могут быть восприняты при непосредственном контакте. Таким образом, отмечается взаимосвязь мышления с аналитическими способностями.

Стоит отметить, что способность человека к мышлению проявляется постепенно, по мере развития индивида. Так, при познании человеком норм языка, особенностей окружающей среды и прочих форм жизнедеятельности, оно начинает приобретать все новые формы и глубинные смыслы.

Признаки мышления

Мышление имеет ряд определяющих признаков. Основными считаются следующие:

  • этот процесс позволяет субъекту ориентироваться в межпредметных связях, а также понимать сущность каждого конкретного явления;
  • оно возникает на основе имеющихся теоретических знаний, а также ранее выполняемых практических действий;
  • мыслительный процесс всегда опирается на фундаментальные знания;
  • по мере своего развития мышление может выходить далеко за пределы практической деятельности и имеющихся представлений о тех или иных явлениях.

Основные мыслительные операции

Определение слова "мышление" на первый взгляд не раскрывает всей сущности данного процесса. Чтобы лучше понять его смысл, стоит ознакомиться с основными операциями, которые и раскрывают суть термина:

  • анализ - разделение изучаемого предмета на составляющие;
  • синтез - выявление взаимосвязей и объединение разъединенных частей;
  • сравнение - выявление схожих и различных качеств предметов;
  • классификация - выявление основных признаков с последующей группировкой по ним;
  • конкретизация - выделение определенной категории из общей массы;
  • обобщение - объединение предметов и явлений в группы;
  • абстрагирование - изучение конкретного предмета в независимости от других.

Аспекты мышления

На мышление и подход к решению проблем оказывают влияние существенные аспекты, которые формируются в процессе жизнедеятельности человека. Стоит отметить такие существенные моменты:

  • национальный аспект - это менталитет и специфические традиции, которые исторически заложены в человеке, проживающем в определенной местности;
  • общественно-политические нормы - формируются под давлением социума;
  • личные интересы - субъективный фактор, который может повлиять на окончательное решение проблемного вопроса.

Виды мышления

Как уже упоминалось, еще в античный период данному понятию было дано определение. Виды мышления следующие:

  • абстрактное - подразумевает использование ассоциативных символов;
  • логическое - используются устоявшиеся конструкции и распространенные понятия;
  • абстрактно-логическое - совмещает в себе оперирование символами и стандартными конструкциями;
  • дивергентное - поиск нескольких равноправных ответов на один и тот же вопрос;
  • конвергентное - допускает лишь один единственно правильный путь решения проблемы;
  • практическое - подразумевает выработку целей, планов и алгоритмов;
  • теоретическое - подразумевает познавательную деятельность;
  • творческое - имеет целью создание нового "продукта";
  • критическое - проверка имеющихся данных;
  • пространственное - изучение объекта во всем многообразии его состояний и свойств;
  • интуитивное - быстротечный процесс с отсутствием четко очерченных форм.

Фазы мышления

Исследователи обращают внимание на активный, динамичный характер мышления. Учитывая, что основной его целью является решение проблем, можно выделить такие основные фазы:

  • осознание наличия проблемы (является результатом потока информации, которая обрабатывалась на протяжении определенного периода времени);
  • поиск возможного решения и формирование альтернативных гипотез;
  • всесторонняя проверка гипотез на предмет применимости их в практической деятельности;
  • решение проблемы проявляется в получении ответа на проблемный вопрос и фиксирование его в сознании.

Уровни мышления

Определение впервые заинтересовало Аарона Бека, которого по праву считают отцом когнитивной психологии. Он полагал, что на бессознательном уровне человеком руководят убеждения и устоявшиеся схемы. В связи с этим выделяют такие уровни мышления:

  • произвольные мысли, которые находятся на поверхности сознания (их легко осознавать и контролировать);
  • автоматические мысли - это некоторые стереотипы, которые устоялись как в обществе, так и в сознании человека (в большинстве случаев они закладываются процессе воспитания и обучения);
  • когнитивные убеждения - это сложные конструкции и схемы, которые возникают на бессознательном уровне (они трудно поддаются изменению).

Процесс мышления

Определение процесса мышления гласит, что это набор действий, при помощи которых человек решает те или иные логические задачи. В результате также могут быть получены принципиально новые знания. У данной категории есть следующие отличительные особенности:

  • процесс носит опосредованный характер;
  • опирается на ранее полученные знания;
  • во многом зависит от созерцания окружающей среды, но не сводится к нему;
  • связи между различными категориями находят свое отражение в вербальной форме;
  • имеет практическую значимость.

Качества ума

Определение уровня мышления неразрывно связано с определением К ним относятся следующие:

  • самостоятельность - способность генерировать оригинальные идеи и мысли, не прибегая к помощи окружающих, не пользуясь стандартными схемами и не поддаваясь постороннему влиянию;
  • любознательность - потребность в получении новой информации;
  • быстрота - время, которое проходит с момента осознания проблемы до генерирования окончательного решения;
  • широта - способность применять к решению одной и той же задачи знания из разных отраслей;
  • симультанность - умение смотреть на проблему с разных сторон и генерировать разносторонние пути ее разрешения;
  • глубина - это степень владения той или иной темой, а также понимания сущности ситуации (подразумевает понимание причин тех или иных событий, а также умение предвидеть дальнейший сценарий развития событий);
  • гибкость - умение учитывать специфические условия, в которых возникает проблема, отходя от общепринятых шаблонов и алгоритмов;
  • логичность - установление точной последовательности действий в решении задач;
  • критичность - склонность к тому, чтобы подвергать глубокой оценке каждую из возникающих идей.

Какие методики определения уровня мышления известны?

Исследователи отметили, что мыслительные процессы у разных людей протекают неодинаково. В связи с этим возникает необходимость в такой работе, как определение уровня логического мышления. Стоит отметить, что по данному вопросу разработано достаточно много методик. Наиболее часто используются следующие:

  • "20 слов" - это тест, который помогает выявить способности человека к запоминанию.
  • "Анаграммы" - методика, которая направлена на определение способности к комбинаторному мышлению. Также тест позволяет выявить склонность к коммуникациям.
  • "Выявление существенных признаков" - методика определения мышления, которая призвана выявить умение человека отличать первостепенные и второстепенные явления.
  • "Заучивание слов" - определяет, насколько развиты способности, связанные с запоминанием и воспроизведением информации. Также тест позволяет оценить состояние памяти и концентрации внимания у людей, страдающих психическими заболеваниями.
  • "Количественные отношения" - тест на уровень логического мышления у подростков и взрослых людей. Вывод делается на основании решения 18 задач.
  • "Куб Линка" - это методика, которая направлена на выявление у человека специальных способностей (наблюдательность, склонность к анализу, умение выявлять закономерности и т. д.). Путем решения конструктивных задач можно оценить степень сообразительности человека.
  • "Построение забора" - тест на уровень развития мышления. Выявляется, насколько хорошо испытуемый понимает конечную цель, насколько точно он следует инструкции. Определяющими факторами также считаются темп и координация действий.

Как развить мышление: пошаговая инструкция

Если тест на определение уровня мышления показал неудовлетворительные результаты, не стоит сразу опускать руки. Развить данную способность можно следующим образом:

  • записывайте свои идеи, а также ход решения проблемы (это позволяет задействовать больше отделов головного мозга);
  • обратите внимание на логические игры (самым ярким примером являются шахматы);
  • купите несколько сборников с кроссвордами или головоломками и посвящайте их решению все свободное время;
  • чтобы активизировать мозговую активность, необходим (это может быть неожиданное изменение режима дня, новый способ выполнения привычных действий);
  • физические нагрузки (лучше всего отдать предпочтение танцам, так как они заставляют постоянно думать и запоминать схему движений);
  • займитесь изобразительным искусством, что поможет вам найти новые формы подачи своих идей;
  • заставьте свой мозг усваивать новую информацию (можно начать изучать иностранный язык, посмотреть документальный фильм, прочитать раздел энциклопедии и т. д.);
  • подходите к решению проблем системно, а не хаотично (данный процесс включает установленную последовательность этапов - от осознания проблемы до выработки окончательного решения);
  • не забывайте об отдыхе, ведь чтобы мозг работал наиболее продуктивно, ему нужно давать время на восстановление.

Мышление и психология

Стоит отметить, что в психологии весьма активно изучается данное понятие. Определение мышления простое: совокупность процессов умственной активности, на которых основана познавательная деятельность. С этим термином связывают такие категории, как внимание, ассоциация, восприятие, суждение и прочие. Считается, что мышление - это одна из наивысших функций человеческой психики. Оно рассматривается как опосредованное отражение действительности в обобщенной форме. Суть процесса состоит в выявлении сущностей предметов и явлений и установления взаимосвязей между ними.

Мышление - социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, т.е. процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза .

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических харак-теристик и признаков.

Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в пред-метах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предме-там и явлениям.

Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное по-знание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа кос-венной информации.

Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наибо-лее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления

Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с ре-чью . Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда ду-маем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова.

Виды мышления.

Выделяют следующие виды мышления:

- Наглядно-действенное - здесь решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации на основе двигательного акта. Т.е. задача дана наглядно в конкретной форме и способ решения - практическое действие. Данный тип мышления характерен для ребенка дошкольного возраста. Этот вид мышления существует и у высших животных.

Наглядно-образное - ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. В данном случае, чтобы мыслить, ребенку не обязательно манипулировать с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать или наглядно представлять этот объект.

- Словесно-логическое (теоретическое, рассуждающее, отвлеченное) - мышление выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Начинает развиваться в школьном возрасте. Овладение понятиями происходит в процессе усвоения различных наук. В конце школьного обучения формируется система понятий. Причем, мы используем понятия, которые не имеют иногда прямого образного выражения (честность, гордость). Развитие словесно-логического мышления не означает, что предыдущие два вида не развиваются или исчезают вовсе. Наоборот, у детей и взрослых продолжают развиваться все виды мышления. Например, у инженера, конструктора большего совершенства достигает наглядно-действенное мышление (или при освоении новой техники). Кроме этого, все виды мышления тесно взаимосвязаны.


С точки зрения оригинальности решаемых задач мышление бывает: творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое направлено на создание новых идей, репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений.

Формы мышления - понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности (например, понятие «человек»). Различают понятия житейские (приобретаются в практическом опыте) и научные (приобретаются в процессе обучения). Понятия возникают и развиваются в процессе развития науки и техники. В них люди фиксируют результаты опыта и познания.

Суждение - отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Умозаключение - такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

Процессы мышления.

Выделяют несколько основных мыслительных процессов (мыслительных операций), с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность.

Анализ - мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных признаков. Анализ бывает практическим и умственным.

Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Но синтез не является механическим соединением частей.

Анализ и синтез неразрывно связаны и дают всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом.

Сравнение - сопоставление предметов и явления с целью найти сходство или различие между ними. Благодаря этому процессу мышления мы познаем большинство предметов, т.к. мы познаем предмет, только приравнивая его к чему-то или отличая от чего-то.

В результате сравнения в сравниваемых предметах мы выделяем что-то общее. Т.о. образом на основе сравнения строится обобщение.

Обобщение - мысленное объединение предметов в группы по тем общим признакам, которые выделяются в процессе сравнения. Благодаря этому процессу делаются выводы, правила и классификации (яблоки, груши, сливы - фрукты).

Абстракция состоит в том, что, вычленяя какие-либо свойства изучаемого объекта, человек отвлекается от остальных. Путем абстрагирования создаются понятия (длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д.).

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание (привести пример на правило).

Мышление как процесс решения задач.

Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая проблема. Т.е. мышление необходимо в тех ситуациях, в которых возникает новая цель, а старые способы деятельности уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными . В проблемной ситуации и берет начало процесс мышления. В ходе деятельности человек сталкивается с чем-то неизвестным, в деятельность сразу включается мышление и проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу.

Задача - цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Любая задача включает: цель , условие (известное), искомое (неизвестное). В зависимости от характера конечной цели различают задачи практические (направленные на преобразование материальных объектов) и теоретические (направленные на познание действительности, например, учеба).

Принцип решения задачи : неизвестное всегда связано с чем-то известным, т.о. неизвестное, вступая во взаимодействие с известным, открывает какие-то свои качества.

Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Но эта связь не однозначна. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но мышление проявляется не только в решении задач, но и, например, для усвоения знаний, понимания текста, постановки задачи, т.е. для познания (овладения опытом).

Индивидуальные особенности мышления.

Мышление каждого человека имеет некоторые отличия по определенным свойствам.

Самостоятельность - умение человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения, не прибегая к частой помощи других людей.

Широта - это когда познавательная деятельность человека охватывает различные области (широкий кругозор).

Гибкость - умение изменять намеченный вначале план решения, если он уже не удовлетворяет.

Быстрота - способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять решение.

Глубина - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умение увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает (нужно иметь голову Ньютона, чтобы увидеть в падающем яблоке проблему).

Критичность - умение объективно оценивать свои и чужие мысли (не считать свои мысли абсолютно верными).

Человека. В зависимости от ситуации может относиться как к творческой сфере деятельности, так и к учебной. Еще один немаловажный термин - мысль - это результат или промежуточный этап процесса мышления. Мысль может означать «понятие», «идею», «смысл». Мышление - это такой же способ познания мира, как и ощущение или восприятие, только более высокого уровня, так как восприятие и ощущения есть и у животных, а мышление только у человека .

Некоторые философы понимают мышление по-другому. Они считают, что мысль - это не результат мышления как деятельности: существует абстрактная ментальная сфера, в которой витают уже готовые мысли; и процесс мышления заключается в извлечении человеком мыслей из этой сферы. Но мы не будем ударяться в эзотерику и рассмотрим мышление с точки зрения психологии и социологии.

Мыслительные процессы.

Мыслительные процессы , или операции мышления , - это способы познания окружающей действительности посредством мыслей. Вот основные из них:

  1. Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие. Грубо говоря - это разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез. Обратный процесс - объединение компонентов в одно целое, а также выявление связей между ними.
  3. Классификация. Разложение предметов или явлений в разные группы по определенным признакам.
  4. Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение. Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей между ними. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, по сути представляет из себя уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные в данный момент не представляют интереса.

Большинство психологов считает первые два типа процесса мышления (синтез и анализ) основными, а остальные вспомогательными. Некоторые вообще рассматривают только эти два.

Виды мышления.

  1. Логика. Это вид абсолютного предметного мышления , основанного на определениях, классификации, анализе, доказательствах и опровержение. Это, своего рода, математический способ мышления, не допускающий абстракций и предположений. Логика- это также наука о методах и законах познавательной интеллектуальной деятельности. Ученые еще называют логику «правильным мышлением ».
  2. Рефлексия. Мышление человека, направленное на самого себя и на собственную деятельность, то есть самоанализ. Значимость рефлексии для философии заключается в том, что человек не только что-то знает, но еще и знает о том, что он это знает. В психологии же все несколько проще - ценность заключается в способности к самоанализу, самокритике и корректировке собственных действий.
  3. Медитация. С точки зрения наук о человеке вообще и психологии в частности, - это особый вид углубленного мышления (размышления) о каком-то конкретном предмете, явлении, духовной истине или нравственной идее, при котором человек абстрагируется от всех остальных внешних и внутренних факторов. Основной элемент медитации - созерцание .
  4. Интуиция. Интуиция - это своего рода антоним логики. Это вид познавательного мышления, основанный на постижении истины без логики и аналитики путем воображения, проницательности, использования накопленного опыта и «чутья». Еще Платон различал два вида познания - логическое и интуитивное. Если же совсем абстрагироваться от метафизики, то интуиция - это понимание чего-либо, основанное на предыдущем опыте с таким же предметом или явлением. Например, впервые запустив Windows 8, вам интуитивно понятно, как открыть диски, скопировать текст, посмотреть контекстное меню и т.д., потому что до этого вы четыре года пользовались Windows 7.

В заключение нельзя не упомянуть еще о двух методах познавательной деятельности , часто незаслуженно игнорируемых при изучении мышления:

  • аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный процесс мышления, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений в историческом формате;
  • дедукция (метод мышления, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в повседневной жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу и его Шерлоку Холмсу.

Типы мышления являются общими для всех людей, хотя каждый человек обладает рядом определенных познавательных способностей. Другими словами, каждый человек может принимать и развивать различные процессы мышления.

Содержание:

Мышление не является врожденным, а скорее развивается. Несмотря на то, что все личностные и когнитивные характеристики людей мотивируют предпочтение одному или нескольким типам мышления, некоторые люди могут развивать в себе и практиковать любой тип мышления.

Хотя традиционно мысль интерпретируется как конкретная и ограниченная деятельность, этот процесс не является однозначным. То есть, нет единого способа осуществления процессов мышления и рассуждений.

Фактически, было определено много определенных способов мышления. По этой причине сегодня идея состоит в том, что люди могут представить разные способы мышления.

Типы мышления человека

Следует отметить, что каждый тип мышления человека более эффективен в выполнении конкретных задач. Определенные познавательные действия могут принести пользу более чем одному типу мышления.

Поэтому важно знать и учиться развивать разные типы мышления. Этот факт позволяет максимально использовать когнитивные способности человека и развить разные способности для решения различных задач.

Дедуктивное мышление — это тот тип мышления, который позволяет сделать вывод, заключение из ряда предпосылок. То есть, это психический процесс, который начинается с «общего», чтобы достичь «конкретного».

Этот тип мышления фокусируется на причине и происхождении вещей. Он требует детального анализа аспектов проблемы, чтобы иметь возможность вести выводы и возможные решения.

Это метод рассуждений, который очень часто используется в повседневной жизни. Люди анализируют элементы и повседневные ситуации, чтобы делать выводы.

Помимо повседневной работы, дедуктивное мышление имеет жизненно важное значение для разработки научных процессов. Это основано на дедуктивном мышлении: он анализирует связанные факторы, чтобы развить гипотезы и сделать вывод.


Критическое мышление — это умственный процесс, основанный на анализе, понимании и оценке того, как организовано знание, которое претендует на представление вещей.

Критическое мышление использует знания, чтобы добраться до эффективного вывода, более разумного и оправданного.

Поэтому критическое мышление аналитически оценивает идеи, чтобы привести их к конкретным выводам. Эти выводы основаны на нравственности, ценностях и личных принципах личности.

Таким образом, благодаря такому виду мышления когнитивная способность сочетается с . Поэтому он определяет не только способ мышления, но и способ бытия.

Принятие критического мышления напрямую влияет на функциональность человека, поскольку оно делает его более интуитивным и аналитическим, позволяя ему принимать хорошие и мудрые решения, основанные на конкретных реалиях.


Индуктивное мышление определяет способ мышления, который противоположен дедуктивному. Таким образом, этот способ мышления характеризуется поиском объяснений об общем.

Получение заключений в крупном масштабе. Оно ищет отдаленные ситуации, чтобы превратить их в похожие и, таким образом, обобщает ситуации, но не прибегая к анализу.

Поэтому цель индуктивного мышления состоит в изучении тестов, которые позволяют измерить вероятность аргументов, а также правила построения сильных индуктивных аргументов.


Аналитическое мышление-это разбивка, разделение и анализ информации. Характеризуется упорядоченным, то есть представляет собой последовательность рационального: идет от общего к частному.

Оно всегда специализируется на поиске ответа, поэтому в поиске аргументов.


Следственное мышление сосредоточено на исследовании вещей. Делает это тщательным, заинтересованным и настойчивым образом.

Оно состоит из смеси творчества и анализа. То есть, часть оценки и исследования элементов. Но его цель не заканчивается самой экзаминацией, а требует формулирования новых вопросов и гипотез в соответствии с исследованными аспектами.

Как следует из его названия, этот тип мышления является основным для исследований и разработок и эволюции видов.


Системное или систематическое мышление — это тот тип рассуждений, который возникает в системе, образованной различными подсистемами или взаимосвязанными факторами.

Оно состоит из высоко структурированного типа мышления, целью которого является понимание более полного и менее простого представления о вещах.

Попытайтесь понять функционирование вещей и решить проблемы, которые порождают их свойства. Это подразумевает разработку сложного мышления, которое до сих пор применялось к трем основным направлениям: физике, антропологии и социополитике.


Творческое мышление включает в себя когнитивные процессы, которые создают способность к созданию. Этот факт мотивирует разработку элементов новыми или отличными от остальных через мысль.

Таким образом, творческое мышление может быть определено как приобретение знаний, характеризующихся оригинальностью, гибкостью, пластичностью и текучестью.

Сегодня это одна из самых ценных когнитивных стратегий, поскольку она позволяет формулировать, строить и решать проблемы по-новому.

Разработка такого типа мышления непростая, поэтому существуют определенные методы, которые позволяют достичь этого.


Синтетическое мышление характеризуется анализом различных элементов, которые составляют вещи. Его основная цель — уменьшить идеи по определенной теме.

Оно состоит из типа жизненно важных аргументов в пользу обучения и личного изучения. Мысль о синтезе позволяет более напомнить элементы, поскольку они подвергаются сводному процессу.

Это личный процесс, в котором каждый человек формирует значительное целое из тех частей, которые представляет субъект. Таким образом, человек может помнить несколько особенностей концепции, охватывая их в более общем и представительном понятии.


Вопросительное мышление основано на вопросах и вопросе о важных аспектах.

Таким образом, вопросительное мышление определяет способ мышления, который возникает из-за использования вопросов. В этом рассуждении всегда есть причина, потому что именно этот элемент позволяет развивать собственное мышление и получать информацию.

Посредством поднятых вопросов получены данные, позволяющие выработать окончательный вывод. Этот тип мышления в основном используется для решения вопросов, в которых наиболее важным элементом является информация полученая через третьих лиц.

Разнообразное (Дивергентное) мышление

Разнообразное мышление, также известное как латеральное мышление, представляет собой тип рассуждений, который обсуждает, сомневается и последовательно ищет альтернативы.

Это процесс мышления, который позволяет генерировать творческие идеи посредством исследования множества решений. Он представляет собой антитезу логического мышления и имеет тенденцию проявляться спонтанно и плавно.

Как следует из названия, его основная цель основана на расхождении с ранее установленными решениями или элементами. Таким образом, оно настраивает тип мышления, тесно связанного с творческим.

Оно состоит из типа мышления, которое не кажется естественным в людях. Люди склонны ассоциировать и связывать подобные элементы друг с другом. С другой стороны, разнообразное мышление пытается найти разные решения для тех, которые выполняются в обычном режиме.

Конвергентное мышление

С другой стороны, конвергентное мышление — это тип рассуждений, противоположных разному мышлению.

Фактически, дивергентное мышление управляется нейронными процессами в правом полушарии мозга, конвергентное мышление будет определяться процессами в левом полушарии.

Оно характеризуется функционированием через ассоциации и отношения между элементами. У него нет возможности вообразить, искать или исследовать альтернативные мысли и обычно приводит к созданию единой идеи.

Интеллектуальное мышление

Этот тип рассуждений, недавнего появления и придуманный Майклом Гелбом, делает ссылку на комбинацию между расходящейся и сходящейся мыслью.

Таким образом, интеллектуальное мышление, который включает в себя аспекты деталей и оценщиков конвергентного мышления и связывает их с альтернативными и новыми процессами, связанными с расходящимся мышлением.

Развитие этого рассуждения позволяет связать творчество с анализом, постулируя как мысль с высокой способностью к достижению эффективных решений в нескольких областях.

Концептуальное мышление

Концептуальное мышление предполагает развитие рефлексии и самооценку проблем. Оно тесно связан с творческим мышлением, и его главная цель — найти конкретные решения.

Однако, в отличие от разного мышления, этот тип рассуждений фокусируется на обзоре ранее существующих ассоциаций.
Концептуальное мышление подразумевает абстрагирование и отражение, и оно очень важно в разных научных, академических, повседневных и профессиональных сферах.

Оно также характеризуется развитием четырех основных интеллектуальных операций:

Субординация: состоит из связывания конкретных понятий с более широкими понятиями, в которые они включены.

Координация: она состоит в том, чтобы связывать конкретные концепции, включенные в более широкие и более обобщенные понятия.

Инфраординация: имеет дело с определенной взаимосвязью двух понятий и направлена ​​на определение специфических особенностей понятий, отношений с другими.

Исключение: оно состоит из обнаружения элементов, которые характеризуются тем, что они отличаются или не равны другим элементам.

Метафорическое мышление

Метафорическое мышление основано на установлении новых связей. Это очень творческий тип рассуждений, но он не фокусируется на создании или получении новых элементов, а на новых отношениях между существующими элементами.

С помощью такого типа мышления можно создавать истории, развивать воображение и генерировать через эти элементы новые связи между хорошо дифференцированными аспектами, которые разделяют некоторые аспекты.

Традиционное мышление

Традиционное мышление характеризуется использованием логических процессов. Оно фокусируется на решении и фокусируется на поиске похожих реальных ситуаций для поиска элементов, которые могут быть полезны для разрешения.

Обычно оно разрабатывается с помощью жестких и заранее разработанных схем. Это одна из основ вертикального мышления, в которой логика приобретает однонаправленную роль и развивает линейный и последовательный путь.

Это один из наиболее часто используемых типов мышления в повседневной жизни. Оно непригодно для творческих или оригинальных элементов, но оно очень полезно для решения повседневных ситуаций и относительно простое.

Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации.

План ответа

    Понятие мышления.

    1. Понимание мышления.

    Виды мышления.

    Возможности классификации.

Ответ:

    Понятие мышления.

    1. Понимание мышления.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.

Существуют разные психологические теории мышления. Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбюргской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно психологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, приобретая характер внутренних «умственных» действий.

Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

      Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.

Мышление носит активный и проблемный характер. Оно направлено на решение проблем. Выделяют такие фазы мыслительного процесса:

    Осознание проблемной ситуации – возникает осознание наличия информации о дефиците. Не стоит думать, будто это есть начало мышление, ведь осознание проблемной ситуации уже включает в себя предварительный мыслительный процесс.

    Осознание наметившегося решения как гипотезы – включает в себя поиск вариантов решения.

    Фаза проверки гипотез – ум тщательно взвешивает все «за» и «против» своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.

    Решение проблемы – получение ответа на поставленный вопрос или решение поставленной задачи. Решение фиксируется в суждении по данному вопросу.

      Мыслительные операции. Формы мышления.

1. Анализ – разложение целого на части или свойства (форма, цвет и т.д.)

2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое

3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия

4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам

5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.

6. Конкретизация - это процесс противоположный абстракции. Мы используем конкретные явления.

Эти операции не просто различные рядоположные и независимые варианты умственных действий, а между ними существуют отношения координации, поскольку они являются частными, видовыми формами основной, родовой мыслительной операции опосредования. Более того, произвольная регуляция мышления создает возможность обратимости операций: расчленение и соединение (анализ и синтез), установление сходства и выявление различий (или сравнение: если A>B, то B

Понятие и научное познание . Наше мышление будет тем точнее, чем более точные и бесспорные понятия мы связываем. Понятие возникает из обычного представления путем уточнения, оно является результатом процесса мышления, с помощью которого и ребенок и взрослый открывает взаимосвязи между предметами и событиями.

Формы – суждение, умозаключение, понятие, аналогия.

      Обобщенность и опосредованность мысли.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Мышление опосредованно действием.

    Виды мышления.

Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией. Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.

Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)

Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)

Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.

Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным .

Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.

Пралогическое мышление - понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром.

При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе парципации, а не логического мышления)

Вербально логическое мышление один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

Пространственное мышление совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.

Интуитивное мышление один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.

Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.

Также существует непроизвольное и произвольное мышление.

    Возможности классификации.

(Л.Л. Гурова) принятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует. Так, неверно устанавливать разделительную границу между теоретическим и практическим мышлением, образным и понятийным, как это делается в старых учебниках психологии. Виды мышления следует различать по содержанию совершаемой деятельности – решаемых в ней задач, а формы мышления, по-разному связанные с содержанием, - по характеру выполняемых действий и операций, их языку.

Могут выделять таким образом:

    по форме : наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое;

    по характеру решаемых задач : теоретическое – практическое;

    по степени развернутости : дискурсивное – интуитивное

    по степени новизны : репродуктивное – продуктивное.

mob_info