Дифференциация г— к в словах Тренировочные упражнения. Логопедическое занятие «Дифференциация К - Г Игра «Один - много» с перебрасыванием мяча

Конспект занятия на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме"

Подгрупповое занятие

Цель: дифференциация звуков и букв Г-К

Задачи:

Коррекционно-образовательные: учить детей различать буквы К и Г и звуки, которые они обозначают в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;

Коррекционно-развивающие : развивать фонематический слух, анализ и синтез; развивать память, внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность при оформлении записей в тетрадях, умение слушать товарищей .

Оборудование: написанные слова с пропущенным слогом; предметные картинки; мяч.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Здравствуйте дети. Сегодня наше занятие мы начнём с загадок.

В воде купался да сух остался.

(гусь)

Не зверь, не птица, а нос как спица.

(комар)

Какой первый звук вы слышите в слове «гусь», « комар»?

2. Сообщение темы занятия:

Будем различать буквы Г и К и звуки, которые они обозначают.

Дети дают характеристику звуков.

-[г]-согласный, звонкий, на письме обозначается буквой Г.
-[к]-согласный, глухой, на письме обозначается буквой К.

3.Артикуляционная гимнастика

«Улыбочка-трубочка»

«Толстушки-худышки»

«Лопатка»

«Иголочка»

«Качели»

4. Внимательно слушайте и повторяйте слоги

га - га - ка гы - гы - кы ко - го - ко

гу - гу - ку го - го - ко ку - гу - ку

ку - ку - гу кы - кы - гы ко - го - ко

5. Игра «Доскажи словечко». Логопед показывает написанное слово с пропущенным слогом. Учащиеся называют этот слог. По слогам вспоминают слова.

РУ -, - ЗЕТА, МА - ЗИН, СОБА -.


6. Игра "Листики дрожат – не дрожат”.


Логопед называет слова, если дети слышат в слове [г] - шевелят пальцами (листики дрожат), если слышат [к] – листики не дрожат.

7.Работа с картинками. Дети получают набор картинок.

Запишите слова в два столбика 1-с буквой Г, 2-с буквой К

огурцы, горох, морковь, лук.

8. Физминутка.

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

9. Составьте предложения из данных слов и прочитайте

Занятие 1

Цели занятия:

§ развивать слуховую дифференциацию звуков К и Г;

§ развивать умение соотносить звуки К, Г с буквами К и Г;

§ развивать фонематический слух;

§ расширять словарный запас;

§ развивать внимание, логическое мышление;

§ воспитывать самоконтроль.

Материал к занятию

1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Г? Найдите слово с мягким звуком Г.

Между собой уже века

Живут в согласье Г и К

И не впадает К в обиду,

Когда ее сменяет Г,

Что схожа с цаплею по виду

И на одной стоит ноге.

Г запомним наизусть -

Это - гордость, это грусть.

Все слова на Г нужны -

В речи так они нужны!

Думаю, не ошибусь -

Г - как голубь,

Г - как гусь.

Г - грибы, горох, галеты,

город, газ, графин, газета.

Сколько раз в стихотворении встретился звук К? Назовите слова с мягким звуком К.

К - кино, компот, котлета,

Книга, краски и конфета,

Кружева, корабль, кит - Слышишь,

К - везде звучит!

Кролик, куры, кот и кошка,

И капуста, и картошка,

Клевер, кактусы и клены,

Кипарис вечнозеленый.

Куст калины, роща кедров,

Ах, какой язык наш щедрый!

Т. Синицина

Напоминаем!

Звук Г - звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку - чувствуется вибрация.

2. Проверь себя! Сравни звуки:

§ Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание - это звонкий звук, если дрожания нет - глухой.

§ Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук Г и глухой К.

Тема: Дифференциация К-Г (Урок - презентация)

Цель: Закрепить умения детей различать звуки к, г в слова, предложениях;
Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза;
Закрепить навык составления предложений;
Прививать любовь к чтению;
Развивать внимание, мышление.
Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, интерактивная доска, карточки, числовые ряды, буквы к, г, карандаши

Урок – презентация «Дифференциация К-Г»

Ход урока

1. Оргмомент

Продолжите ряд слов, которые относятся к одному обобщению
клюква, земляника, крыжовник…….
карандаш, учебник, циркуль………..
гладиолус, мак, ромашка……………
сапоги, валенки, кроссовки………..

2. Сообщение темы занятия. Слайд № 2

Л. - Посмотрите внимательно на картинки, назовите их
Д. - кактус, колокольчик
Л. - Ребята, а что общего между этими словами?
Д. Эти слова начинаются на звук к.
Л. - Назовите пару для этого звука к
Д. - Для звука к пара звук г
Л. - Правильно, ребята.
Л. Кто догадался, какие звуки мы будем сегодня изучать?
Д. Мы будем изучать звуки к,г
Л. Верно, мы будем учиться различать звуки к-г

2. Артикуляционная гимнастика.
Л. -Ребята, чтобы вы все звуки произносили правильно, сделаем несколько упражнений для язычка
- «Вкусное варенье»
- «Часики»
- «Лошадка»
- «Качели»
Л. -Молодцы, ваши язычки хорошо поработали



3. Чтение скороговорки. Слайд № 3
Характеристика звуков. Сходства и различия звуков.

Покатился Колобок, А на дороге - коробок.
Удивился Колобок и закатился в коробок.

Л. - Ребята, прочитаем скороговорку
Л. - Ребята, подойдите к доске и подчеркните буквы к, г
Л. - Произнесем звук к
Л. - Дайте характеристику звуку к.
Д. - Звук к согласный, твердый, глухой
Л. - Произнесем звук г
Л. - Дайте характеристику звуку г
Д. - Звук г согласный, твердый. Звонкий
Л. - Чем отличаются звуки друг от друга?
Д. - Звук г звонкий, звук к глухой
Л. - Чем похожи звуки?
Д. - Звуки к, г согласные, твердые.

3. Угадывание по силуэту предметов (карточки) слайд №4

Л. - Ребята, обведите по контуру картинки, в названиях которых входит звук к
Д. - яблоко, майка, сумка, снеговик
Л. - Молодцы.

4. Игра «Покажи букву»

Л. - Я буду говорить много слов, а если услышите, покажите букву к Гитара, кукла, акула, гриб, паук, гном, гвозди, марка, банка, мышка
Л. - Назовите слова со звуком г
Д. - гитара, гном, гриб
Л. - А теперь назовите слова со звуком к
Д. - кукла, акула, паук
Л. - Молодцы

5. Работа с числовыми рядами

Л. - Положите перед собой числовые ряды.
Я произнесу слово, а вы должны сказать, какой звук по счету.
Л. - В слове гриб, какой по счету звук г
Д. Звук г первый
Л.- акула
Д. В слове акула звук к второй
Л. Паук
Д. - В слове паук звук к четвертый
Л. - гвозди
Д.- В слове гвозди звук г первый

6. Дописать названия картинок слайд № 5, 6

Л. - Ребята, вставьте пропущенные буквы
Д.- книга
Д. -круги
Д.- капуста
Д.- тыква
Д.- кукуруза
Д.- гномик
Л. - Молодцы. Ребята!

7. Физминутка

Молоточком мы стучим, (постукивают кулачками друг о друга)
Строить новый дом хотим.
Кто в доме будет жить? (упр. «Домик»)
С нами кто будет дружить» (сжимают и разжимают пальцы рук)
- Девочки и мальчики, маленькие пальчики! (упр. «Пальчики здороваются»)

8. Игра «Слоговое лото»

Л. - Я говорю начало слова, а вы продолжаете его.
Л. Начало слова га
Д. - газета, газель, гадюка
Л. - Начало слова ка
Д. - катушка, каша, картина
Л. - Начало слова гу
Д. - Гуси, гудок, губы
Л. - Начало слова ку
Д. - курица, кубик

7. Отгадывание загадок
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы. (гриб) слайд № 8

Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета:
Верещунья, белобока,
А зовут ее …..(сорока) слайд № 9

Разноцветное коромысло
Над рекой повисло. (радуга) слайд № 10

Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам
На одном таком листе
Много разных новостей. (газета) слайд № 11

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (гусеница) слайд № 12

Наткет, наплетет,
Сядет- и добычу ждет. (паук) слайд № 13

9. Анализ слов

Л. - Назовите отгадки
Л. - Назовите самое короткое слово.
Д. - Самые короткие слова - это гусь, паук
Л. - Назовите самое длинное слово.
Д. - Самое длинное слово - это гусеница
Л. - Сколько в слове паук звуков?
Д. -В слове паук 4 звука
Л. - Назовите звуки по порядку
Д. - п,а,у,к
Назовите в этом слове гласные.
Д. - В этом слове гласные а,у
Л. - Назовите согласные звуки.
Д. - Согласные звуки п,к

Д. - В этом слове 2 слога
Л. - Почему?
Д. - Потому что в слове 2 гласных звука а,у.
Л. Назовите в слове гусеница гласные звуки
Д. - В слове гусеница гласные у, е, и,а
Л. - Сколько в этом слове слогов?
Д. - В этом слове 4 слога.
Л. - Почему?
Д. - Потомучто 4 гласных звука.
Л. - Назовите слова, в которых слышатся только твердые согласные.
Д. - Твердые согласные слышатся в словах сорока, радуга, паук
Л. - Сколько звуков в слове сорока?
Д. - В слове сорока 6 звуков

10. Составление предложений со слова - отгадками.

Л. - Составьте предложения с любыми словами - отгадками.
Д. - У дороги рос гриб.
Д. - Я увидел радугу.
Д. - Мальчик нарисовал паука.

11. Состовление словосочетаний.

Л. Прочитайте слова в левом столбике
Гармошка
Город
Каша
Л. - Прочитайте слова в правом столбике.
Д. - губной
Красивый
Гречневый
Л. - Используя эти слова, составьте словосочетания, но будьте внимательны.
Л. Как вы считаете, что еще нужно сделать?
Д. - Подружить слова
Л. - Прочитайте полученные словосочетания
Д. Губная гармошка, красивый город, гречневая каша.
Л. Молодцы.

12. Итог занятия.

Л. - Какие звуки мы учились различать?
Д. - Мы учились различать звуки к,г
Л. - Молодцы, ребята. Мне было очень приятно с вами работать.
Л. - До свидания. Занятие окончено.

Урок в 1 классе для детей с НВОНР.

Тема урока: Дифференциация согласных Г-К в слогах и словах.

Цели:

  1. Учить различать согласные г- к на слух и правильно обозначать их на письме. Упражнять в сравнении и различении букв Г-К, звуков [г],[г"],[к,][к"] в слогах, словах.
  2. Развивать зрительное и слуховое внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику.
  3. Воспитывать интерес к занятию, самоконтроль, прилежание.

Оборудование: мячик, зеркала, символы звуков, звуковые линейки,
предметные картинки, слоговые схемы слов, картинки букв Г и К, таблица слогов.

Ход урока

I. Орг. момент

Развитие мышления.
Что художник нарисовал не правильно на картинке?

II. Сообщение темы занятия.

Для того чтобы узнать тему нашего урока нужно отгадать слова по первым звукам картинок. Картинки: груша, утюг, собака, Ь (гусь) первый звук [г]; коза, облако, шар, картина, аист (кошка) первый звук [к].
Сегодня мы будем учиться различать звуки [г],[г"],[к,][к"] и буквы Г и К.

III. Акустико-артикуляционная характеристика звуков.

Дайте характеристику звукам [г], [г"],[к,][к"] (по схеме акустико-артикуляционного образа звука) показываются символы звуков.

При произнесении звука [г], [к]:
губки свободны, кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу, горлышко « работает» при произнесении звуков [г], [г"], а при произнесении звуков[к,][к"] « молчит».
- Назовите главное отличие звуков: [г] - звонкий, [к] - глухой.
- Как вы определили? (при произношении звука -[г] горлышко дрожит, при произношении звука [к] - нет).

IV. Соотнесение звуков с буквами. Развитие пальчиковой моторики рук.

Букву Г я не боюсь.
Г - не злой, а добрый гусь.
Изображение буквы Г при помощи рук:
Дружно выпрямим ладони
Правой левую накроем.
Получился уголок
Это буква Г дружок.

Ай да клоун, знаешь кто он? Это клоун буква К.
Изображение буквы К при помощи рук и карандаша.

Мы опять зажали наш
Между пальцев карандаш.
Он стоит наискосок,
А внизу его, дружок,
Держит правая рука-
Появилась буква К.

На руке и на ладошке напишем буквы-крошки.

V. Дифференциация звуков [г], [г"] и [к], [к"] и букв Ги К в слогах.

1. Повторите за мной слоги:
Га-ка,ка-га,ка-га-ка,га-ка-га,ка-ка-га, га-га-ка.

2. Чтение слогов.

ку
ке
ка
ги
гё
гю
ко
кю
кы
ки
гры
глё
гре
кру
клы

Все вместе читаем слоги.

Прочитайте слоги:

  • чтобы в них был глухой звук;
  • чтобы в них был звонкий звук;
  • чтобы в них был звонкий твёрдый звук;
  • чтобы в них был глухой мягкий звук.


VI. Физминутка.

Буратино подтянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.

VII. Дифференциация звуков [г], [г"] и [к], [к"] и букв Ги К в словах.

1. Игра « Один-много» с мячом.

Бумага- бумаги, книга- книги, дорога- дороги, канат- канаты, гигант- гиганты, голубь- голуби, кисточка- кисточки, комок- комки.

2. Вставьте пропущенный слог ГА или КА.

Даются карточки « га» и «ка», дети подходят и вставляют недостающий слог, записываю в тетрадь 2 понравившихся слова с буками Г и К, буквы подчеркивают, Г = чертами, К- чертой.

Давайте красиво запишем в тетрадь по 2 понравившихся слова и разделим их на слоги. Повторим правило: Сколько гласных в слове столько и слогов!

3. Зрительная гимнастика.

Глазки следят за полётом бабочки и по слогам читают слова.
Ди - во, во - да, да - ры, ры - ба, ба - ра - бан, бан - ка, ка - ша,
ша - ры, ги-ря,ря-би-на.

На доске висят картинки, нужно добавить слово в предложение и сказать, чем отличаются слова. На карточках написаны пары слов.

Очень зелены, густы в нашем садике….. (кусты)
Зреет красная калина, соберет ее….. (Галина)
Мы пришли сегодня в гости, принесли собачке ….. (кости)
Ели красную икру, подарили мне ….. (игру)
Затвердела снега корка, будет скользкой наша…. (горка)
Коля любит есть галеты, Галя ест всегда …. (котлеты)
Жаворонка слышен голос,зреет в поле спелый …. (колос)
Записать в тетрадь пары слов, подчеркнуть буквы.

VIII. Итог урока.

Какие буквы и звуки мы учились сегодня с вами различать. В чем главное их отличие?

Логопедическое занятие в 3 классе

Тема. Дифференциация Г-К в словах, предложении.

Цели:

1.

2.

3.

4. Развитие связной речи;

5.

Задачи:

Образовательные:

учить различать звуки [Г] - [К];

выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, слогов, слов;

учить дифференцировать буквы Г - К на письме.

Коррекционные:

Развивающие:

1. Организационный момент.

Отгадайте загадки:

Звук [К]:

Я пеструшка, я хохлатка.
Куд-куда! - кричу я кратко.
Кричу, и слышит улица:
Снесла яичко...(Курица)

Звук [Г]:

Норовит щипнуть за ноги,
Я гоню его с дороги:
"Прочь! Тебя я не боюсь!"
"Га-га-га!" - смеётся… (гусь)

Как их можно назвать одним словом? (Домашние птицы)

Почему мы называем их домашними? (Они живут во дворе, у людей, и люди о них заботятся).

На какие звуки начинаются слова?

Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы Г-К.

II. Основная часть.

Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звуков [Г] - [К].

Давайте сравним звуки Г -К и скажем, чем они похожи и чем отличаются.

Положите руку на горлышко. Произнесите звук Г.

Посмотрите на профиль артикуляции звука - губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос звучит.

Звук Г - согласный, твердый, звонкий.

Произнесите звук К.

Посмотрите на профиль артикуляции звука - губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос не звучит.

Звук К - согласный, твердый, глухой.

Значит звуки [Г] - [К] являются парными.

Работа в тетрадях: записать число.

Логопед проговаривает обучающимся, слог со звонким звуком. Ребята должены назватьи записать слог с глухим согласным звуком.

Га - ка, го - ко, гу - ку, ги - ки

Проговаривание чистоговорок со звуками Г-К.

Га-га-га - вышли гуси на луга.

КА-ка-ка - наша елка высока.

Го-го-го - не увижу никого.

Ко-ко-ко - по теченью плыть легко

Гу-гу-гу - много пчелок на лугу

Ку-ку-ку - Катя сыпала муку.

Вставить пропущенный слог ГА или КА. Запиши в тетрадь.

ДУ…(ГА), РУ…(КА), НО…(ГА), ДОРО…(ГА), ГОР…(КА), ВИЛ…(КА), ЗАГАД…(КА), РАДУ…(ГА), ВЕТ…(КА), РО…(ГА), БЕЛ…(КА), ВЕРЁВ…(КА), ОТВА…(ГА).

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Физминутка.

Закончите предложения, используя слова для справок, подчеркнуть к -г.

Молоко жидкое, а сметана ……………..

Малина сладкая, а калина ……………..

Ручей узкий, а река ……………..

Петь хорошо вместе, а …………….. отдельно.

Слова для справок: _устая, _орькая, широ_ая,_оворить.

Подберите на дисках слова, противоположные по значению.

Запиши слова парами вставляя г или к.

горе - радость

чистота - грязь

богатый - бедный

восход - закат

громко - тихо

Вставь в слова буквы г или к.

Составь слова парами на доске.

кора - гора

кол - гол

горка - корка

калька - галька

Дифференциация звуков на уровне текста.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы Г или К.

Собака грызет …ости. В четверг к нам придут …ости. Гриша любит хлебную …орку. В понедельник весь класс ходил на …орку. Во дворе шла интересная и…ра. Очень полезная черная и…ра. В саду цветет …алина. Катину подругу зовут…алина.

III Итог занятия.

С какими звуками мы работали сегодня на уроке?

Дайте характеристику данным звукам.

Дополнительное задание

1. Прослушайте слова, назовите слоги со звуком г или к.

б) икра, иголка, луга, Игорь, игра, окно, огонь, луга, речка

2. Запишите слоги с буквами г и к.

а) Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино, гулять

б) грибы, криво, грива, греет, крыша, груша, гремит, клинок, клеит, кричит

в) рукава, ягоды, берегите, помогает, покупает, прыгает, лагери

г) радуга, нога, ноги, сапоги, иголка, салфетка, руки, ветки, клетка

3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом.

горка — корка гости — кости кол — гол калька — галька

трот — крот икра — игла Галина — калина голос — колос

4. Прослушайте слова. Начертите их схемы. Надпишите букву г или к над соответствующим слогом. Напишите под схемой соответствующее ей слово.

куры, гиря, укол, икра, дорога, магазин, карман, скалка, погода, крышка, колокольчик, гигант, город, грозный, глыба, бригада, каблу-ки, голуби, сапоги, скакалка, каблук.

6. Работа с картинками. (Проводится аналогично предыдущему заданию, можно использовать картинки из задания 4.)

7. Измените слова так, чтобы в них появились буквы к или г. Подчеркните буквы гик разными карандашами.

город — городок, игла — ..., газета — ..., гриб — …, голос - …, графин - …, кора — ..., голова—..., голубь—..., губы - …, гармонь — ...

8. Закончите слова, добавив слог га или ка.

нит... ...зета ру… но... ро-… лу... ре…

кочер... соба... баран... лопат... бере... ма...зинру...ва

ро…тыйма…роныбо...тый бит... сем... вет... нор...

Ражи...рета...питан...чели

9. Закончите слова, добавив слог га или ка.

но... кеп... сабель... теле... ве... гор... сапо... уро...

ру... вра... палат... каблу... ре... день... заплат... загад...

10. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.

у...ол, ва...он, у...сус, по...ода, у...оль, лав...а, ...амень, ...усто, ...усты, ...рафин, я...ода, ...аль...а, ...ал...а, с…аз…а, я…од...а, ...олуб...а, за...ад...а, ...ро...одил

11. Измените слова так, чтобы после согласного г или к. появился гласный.

утюг—... молоток—... когти—... листок—... берег—... ногти—...

овраг — ... полог — ... локти — ... галстук — ... сапог — ... легкий — ...

стог—... клубок—... мягкий—...

12. Допишите недостающую в словах букву г или к. В скобках напишите про-верочное слово.

сне..., кула..., творо..., пау..., ро..., столби..., замо..., дуршла..., пиджа..., дру..., каблу..., шлан..., гон..., гама..., зна..., остро..., рыно..., плу…, клубо..., лу..., четвер...

13. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите ответы. Подчеркните г и к разными карандашами.

Вопросы: Что на спине у верблюда? (Или характерный признак верблюда.)

Как называется вид качелей, сплетенных из веревок (в виде сети)?

Что остается на столе после разрезанного хлеба?

Какой игрушкой любят играть самые маленькие дети?

Что грохочет во время грозы?

Как называется зеленый массив в городе?

Где устанавливают общую телевизионную антенну?

Чем измеряют температуру?

Слова для справок: горб, гамак, крошки, погре-мушка, гром, парк, на крыше, градусником.

14. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в них буквы г, к. разными

карандашами.

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

Пять мальчиков,

Пять чуланчиков;

Разошлись мальчики

В темные чуланчики,

Каждый мальчик

В свой чуланчик.

Без головы, а в шляпе.

Одна нога, и та без сапога.

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью.

Красные лапки

Щиплют за пятки,

Беги без оглядки.

Черный, проворный

Кричит: «крак!»

Червякам враг.

Он качалка и кровать.

Хорошо на нем лежать.

Он в саду или в лесу

Покачает на весу.

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел.

Голубочка бела

В дом прилетела.

Что, где видала,

Про все рассказала.

Отгадки: гвоздь, волк, сапоги, перчатки, гуси, гриб, грач, гамак, газета.

15. Диктанты.

Предупредительный диктант

Методические указания. Логопед рисует на доске схемы слов, над соответствую-щим словом надписывает букву г или к. После того как ученики напишут диктант, они проверяют его, пользуясь схемами, данными на доске .

главный, грузди, скалка, угрюмый, грелка, гири, головка, геогра-фия, крик, биография, грядка, телега, глубокий, кулак, глазки, гамак, гости, грачи, кепка, колонка, кости, карандашик, гадюка, галстуки.

Послоговой диктант (с проговариванием слогов)

гвоздик, колокольчик, головка, голубка, маргаритки, клубника, горизонт, каблуки, сумерки, громкий, грунт, галка, крышка, кувшин, каблук, груша, бригада, колхозники, кружечка, белка, лук, горе, горький

Проверочный диктант

буквы, клен, грабли, капля, редиска, гулять, прогулка, выставка, копилка, гладкий, сугробы, каток, грозди, капуста, игра, икра, каль-ка, глубокий, галька, крыжовник, сапог, пирог, мак, гамак, рогатый, рог

Дифференциация г — к в предложениях

1. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

гости - кости Собака грызет....

В четверг к нам придут....

горка — корка Гриша любит хлебную....

В понедельник весь класс ходил на

гол — кол Галкин Коля забил в ворота....

Строители вбили первый....

галька — калька На море много... .

У копировщицы много... .

Галина — калина В саду цветет....

Катину подругу зовут....

икра — игра Во дворе шла интересная....

Очень полезна черная... .

2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а подходящие по смыслу слова из пункта б.

а) горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная, красивый, глубокий

б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, гуашь, колодец

3. Выпишите из предложений пары слов, связанные между собой по смыслу, с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к карандашами разного цвета.

Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голу-бей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Коля забил гол. Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.

4. Придумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями. Подчеркните буквы г, к.

грозди калины кисти винограда мешок картошки

горсть крупы высоко прыгнул скакал галопом

громко говорили кормила голубей грызла кость

копал грядки кивнул головой раскрасил гуашью

загадал загадку купил гармошку грелся на солнышке

катился с горки скакал по дороге качался в гамаке

играл на скрипке скрылся за горизонтом прыгнул через канаву

5. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к в этих словах.

Сегодня на уроке мы отгадывали... . Подул сильный ветер, ... гром. В лесу кукует... . На доме развевался красный... . Галя сма-тывает нитки в... . Замяукал маленький, серенький... . Машина еха-ла по асфальтовой... . Галя раскрашивает картинку цветными... . В лесу ребята собрали белые... и спелые... . Дождь перестал, и... солнышко. Гриша... на санках с... .

6. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните согласные г, к.

Летнее утро.

Небо...олубое. Бри...ада работала на лу...у. ...олхозни...и во-зили душистое сено и с...ладывали его в сто...а. Большое стадо требует мно...о...орма. От...орма зависит...оличество и...ачествомоло...а. Моло...о отправляют в...ород. Из...орода...олхозни...и получают дру...иепроду...ты.

Кабачок.

Абачо…-толстячо...

Ле... на...ряд...у —

И молчо... .

Он лежит на...ряд...е

С мая,

Оловы не поднимая.

Маленькое и большое.

Малень...ая Маня

Малень...ой лопат...ой

Бережно вс...опала

Малень...ую...ряд...у.

Малень...ое семя

В...ряд...у посадила,

Малень...им забором

Е...о о...ородила.

Я подумал, ...лядя

На ее работу:

«Вырастет, наверное,

Малень...ое что-то».

Но ошибся...реп...о

Я в своей до...ад...е:

Вели...ан арбузище

Вырос тут на...ряд...е.

На школьном участке.

Наступила весна. Солнце сильно...реет. Шумно бе...ут ручей...и. На...олыхвет...ах появились поч...и. Бри...ада ш...ольни...ов на о...ороде. Они...опают...ряды и...отовят...лумбы для цветов. О...тябрятапомо...ают пионерам.

7. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишитеих. Подчеркните в них буквы г, к.

Вопросы: Какие птицы прилетают весной?

Где растут овощи?

Какой город-герой находится на реке Неве?

Куда выезжают пионеры летом?

Кто воркует, а кто гогочет?

Чем сгребают сено?

Какая птица кукует в лесу?

Где растут ромашки, кашка и колокольчики?

8. Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу.

Грызть, под, кость, собака, крыльцом. Грелась, на, гадюка, солнышко. Колхозники, в, складывать, сено, стог. Покрыто, кругом, снегом, всё. Под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, деревьев. Класс, наш, ходил, выставка, картины, на , графики, и. Скворцы, из, теплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвращаются. Дорога, усыпана, вся, галькой. Отправились, на, гурьбой, октябрята, про-гулка.

Тема. Дифференциация З-С в словах, предложении.

Цели:

1. Учить различать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие внимания, памяти, мышления.

Задачи:

Образовательные:

учить различать звуки [З] - [С];

выделять звуки [З] - [С] в ряду других звуков, слогов, слов;

уточнить акустико - артикуляционные характеристики данных звуков, провести сравнительный анализ; учить определять позицию звука в слове;

учить дифференцировать буквы З - С на письме.

Коррекционные: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Развивающие: развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.

1. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.

зуб — суп, роза — роса, коза — коса, Зоя — соя

2. Прослушайте слова, поднимите букву з или с, если в слове услышите звук

с или з.

сок, зонт, сук; зуб, сон, сталь, звон, зыбкий, сытый, вязанка, забота, суровый, арбузы, вазелин, восемь, восковой, пузырь, васи-лек, пузырек

3. Определите наличие и место звуков с, з: в словах

Приблизительный перечень слов: выставка, кра-сота, зубр, квас, стекло, возы, озимые, зимние, весенние, стакан, забор.

слон, нос, ставни, змея, арбузы, обезьяна, замок, санки, страус.

4. Прослушайте слова. Назовите и запишите: а) начальный слог; б) конеч-ный"слог.

а) сани, соты, Зоя, Соня, зубы, сухо, сыты, салют, закат, зима, синий, сели, зелень, семя, Сема, сыны

б) коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, росы, весы, возы, неси, вези

5. Прослушайте слова. Запишите их в две строчки: в первую с буквой з, во вто-рую — с буквой с. Подчеркните слог с з или с. (Можно использовать слова предыду-щих заданий.)

6. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Такан, ...акон, ...покойно, ...ладкий, ...лой, ...абота, ...лово, ...доровье, ...оловей, ...а...лонка, ...драв...твуй, ...па...ибо, ...анаве...ка, ...о...нательный, ...али...ать, ...о...тавить, ...а...тавить, ...ано...а

7. Допишите недостающий слог с буквой з или с.

та..., ко..., ко..., ва..., у..., ро..., бу..., ро..., ва...

Слова не должны повторяться, при затруднении логопед может дать картин-ки:

тазы, косы, козы, ваза, вазы, усы, розы, бусы, росы.

8. Закончите и запишите слово, добавив слоги:

а) за или са:

ли… …пог …бота пи...тель

Ли… …мок …гадка вя…ли

ко… …хар …погипи…ла

мимо… …жег …веса ли…ла

б) зы или сьг.

но... воло... зано... на…вать

ва... моро... занаве... на…пать

ро... стреко... капри... по…пать

9. К данным словам присоедините приставку за, назовите и запишите получившеся слова.

Образец: нести — занести.

вязать, светить, нести, возить, носить, сесть, стелить, солить, сорить, просить

10. Составьте схемы слов, звуки з, с запишите над соответствующим слогом.

Образец: забор з, записка з с.

сливы, забор, хвост, звонок, пастух, магазин, посадил, кузнец, гуси, зелень, угостил, засохнуть, созывать, зазвенел, запоздать, звезда, засеять, составить, созреть, записка, застудить, засада, заснуть.

11. Рассмотрите картинки. Назовите их. Сделайте схему этих слов. Надпишите буквы з, с. Запишите слова, разделите на слоги.

Приблизительный перечень: зана-веска, зебра, слон, стакан, слива, арбузы, капуста, гнездо.

12. Измените слово так, чтобы после согласных з, с появился гласный, под-черкните и назовите последний слог.

Образец: вяз — вя зы , лес — ле са .

глаз — … нос — … мороз - … овес — … грязь - …

пояс — … арбуз — груз - … компас - … заказ — …

насос — ... водолаз — ... вкус — ...

автобус — ... занос — … трус— ... воз — ...

13. Измените, слово так, чтобы после согласных з, с появилась гласная. Подчеркните эту гласную. Объясните, как проверить звонкий согласный в середине слова.

Образец: низко — низ о к, коляска — коляс о чка.

низко — ... узкий — ... близко — ... скользко — …

сказка - … березка - … коляска - … указка - …

замазка — ... повязка — ... краска — ... маска — ...

стамеска — ... просьба — ... дерзкий — ... редиска — ...

14.Вставьте пропущенную букву з или с. В скобках напишите проверочное слово. Подчеркните гласную, при помощи которой вы проверили эти согласные.

Образец: у...кий (уз е нький), кра...ка (крас о чка).

кра...ка, совхо..., тру..., зака..., дер...кки, бли...ко, бере...ка, ове..., гла..., вку.... водола..., автобу..., троллеибу..., сколь...кии, ни...ко, повя...ка, свя... ка

15. Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте проверочные слова к словам раз,ваз. Выпишите слова парами. Подберите проверочное слово к слову таз.

Ни разу!

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз

Надо двадцать тысяч ваз. (А. Кондратьев.)

16. Запишите слова в три колонки: с буквой з — в первую, с буквой с — во вторую, с буквами з, с — в третью. Подчеркните букву з зеленым карандашом, букву с — синим. К звонким согласным подберите проверочное слово. Выделенные слова пишите по слогам.

санки, сели, славный, запах, разок, редиска, зарядка , стадион, салазки, красивый, розовый, сказочный, морозный, глазки, запис-ка, низкий, указка, вывеска, краска, узкий, занавеска, забился, развесистый, засветить, пластилин, засада, зазевался.

17. Словарный диктант (с опорой на графическую схему слова).

Методические указания:

а) логопед произносит слово, Обучающиеся дают графическое изображение этого слова, надписывают буквы з, с, затем пишут слово целиком.

резина, музыка, угостил, спелый, занозы, сукно, кусок, весна, зелень

заставил, золото, засверкал, зазнайка, замерзло, стадо, спят, заснул, застыл, пастух, запасы, морозы

Приблизительный перечень: глаза, волосы, санки, сосна, костер, земляника, капуста, корзина.

18. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните буквы з, с. Запишите выделенные слова по слогам.

Методическое указание. Логопед выписывает загадку на доску или индивидуаль-ные карточки. Оучающиеся читают загадку и выполняют данное задание. Правиль-ность выполненного задания проверяется по ходу работы.

Летом серый, зимой белый. Эта хищница болтлива.

Воровата, суетлива,

Серебристые подвески - Стрекотунья белобока.

След январского мороза - А зовут ее … .

Белоствольная … . Слово для объяснения: суетлива.

Слова для объяснения:

подвески, перлески.

Бел как снег, Дом открыт со всех сторон,

В чести у всех. В доме - тысячи колонн.

В рот попал - Над колоннами шатры,

Там и пропал. Под колоннами - ковры.

Тут живут и на коврах,

Объяснить выражение: И в колоннах,

«в чести у всех». И в шатрах.

Слово для объяснения: шатер.

Золотое решето Тает снежок,

Черных домиков полно. Ожил лужок.

Сколько черненьких домков, День прибывает.

Столько беленьких жильцов. Когда это бывает.

Снег на полях, Иней сверкает,

Лёд на реках. Когда это бывает?

Отгадки: зайчик, сорока, береза, лес, подсолнух, сахар, зи-мой, весной.

Вставьте в предложения пропущенные слова, подходящие по смыслу.

зуб — суп У Зои разболелся коренной … .

Бабушка сварила вкусный … .

коза — коса У Зины красивая, пышная … .

В огород забрела … .

зыбь — сыпь У больного высыпала красная … .

На болоте страшная … .

солить — залить Огурцы надо … рассолом.

Надо … на зиму огурцы.

сев — зев У больного красный … .

Начался весенний … .

злить - слить Не надо … собаку.

Остатки воды можно … .

2. 3акончите словосочетание одним словом, содержащим звук с или з.

Образец: Вязать носок.

Нести... . Занести... . Везти... . Завезти... . Вязать... . Завя-зать... .

Слова для справок: сумку, газету, санки, узел, носки.

3. Составьте словосочетания, используя слова пунктов а и б.

а) морозный, веселый, интересная, звонкая, полосатая. Крем-левские, высокий, знойная, зыбкая

б) сказка, воздух, песня, запевала, пустыня, забор, звезды, зебра, трясина

4. Составьте словосочетания, подбирая к словам первой строчки подходящие по смыслу из второй. Затем придумайте с этими словосочетаниями предложения.

а) самовар, озеро, автобус, звонок, соловей, кузнечик, змея

б) замерзло, закипел, уползла, засвистел, затормозил, застреко-тал, зазвенел

5. С каждым словосочетанием составьте и запишите предложения.

Спелый арбуз. Сильный мороз. Зимняя спячка.

Загорелая спина. Злая собака. Здоровые зубы.

Старый зонтик. Морозный воздух. Спелый колос.

Заботливая сестра. Смелый поступок. Звездное небо.

6. Выпишите из текстов слова с буквами з, с. Подчеркните букву з зеленым карандашом, букву с — синим.

Ждите нас.

Улыбнись, луна, засмейся.

Мягкий свет, вокруг разлейся.

Два луча пусть перед нами

Лягут словно рельсы.

Оторвемся от земли мы.

Так взлетим, что только звезды

Пронесутся мимо!

Вы не бойтесь — мы вернемся

Живы, невредимы.

Зарядка.

По порядку

Стройся в ряд!

На зарядку

Все подряд!

Мы растем смелыми,

На солнце

Загорелыми.

Ноги наши

Быстрые.

Метки

Наши выстрелы.

Заметно стали убывать дни. Быстро наступают сумерки. Ночное небо затянуто тучами. На нем не видно ни одной звезды. Поздно приходит рассвет.

Зазвенел звонок, дети быстро заняли свои места. Снег быстро засыпал заячьи следы. Спелые арбузы привезли на колхозный ры-нок. Колхозники вовремя скосили спелый овес.

Золотой луг.

Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг. На лугу росли одуванчики, и луг был весь золотой. Это было очень красиво.

Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зеленый. Когда я днем шел домой, луг опять был весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрыл-ся, спрятал свои золотые лепестки в зеленую чашечку.

Когда солнце взошло, я мог видеть, как одуванчики раскрыва-ются и как луг становится опять золотым.

Какие интересные цветы, одуванчики: они вечером ложатся спать, а утром встают.

(По М. Пришвину.)

7. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Зазвенел... , и ученики вошли в.... Пошел дождь, люди раск-рыли.... Самолет набрал... и.... После... наступает весна. На елку к детям пришел Дед... . Солнце... мало. Вот пришли... и зима... .

8. Составьте предложения из данных слов.

За, собака, забором, залаяла. Зубы, у, разболелись, Сони, сильно. За, собака, гналась, зайцем. Взяла, зайца, собака, след. Оборва-лась, песня, внезапно, звонкая. В, стог, змея, сена, уползла. Звон-ко, в, запел, саду, соловей. Лепестки, Соня, и, собирали, Зоя, роз. На, засверкала, кустах, роса.

розы и ваза, стрекоза и кузнечик, таз и кастрюля, слон и зебра, змея и ман-густа.

Дифференциация з — с в связных текстах

Вместо точек вставьте пропущенную букву з или с.

Зима.

На...тупила...има. Были...ильные моро...ы. ...ина в...яла...анки и пошла на горку. Она катала...ь на...анках с горки. За ней бегала...обакаТре...ор. Не боит...я...инаморо...а.

Березка.

В...аду бере...ка. Бере...ка была...ухая. На бере...кегне...до...яблика. ...яблик та...кал в гне…до ли…тики.

Гвоздика.

Погляди-ка, погляди-ка, Все бере…ы - …еркала

Что за кра…ный огонек? Из …еленого …текла.

Это дикаягво…дика

Новый пра…днует денек. Белка пе…енки поет

Да орешки в…е гры…ет,

имним утром от моро…а А орешки не про…тые

На …аре …венятбере…ы. В…е …корлупки …олотые.

Тема. Дифференциация З-Ж в словах, предложении.

mob_info